Пассажир на видном месте

Минск внедряет автоматизированную систему оплаты проезда

Во всем мире для общественного транспорта ищут идеальный алгоритм...

компостер, валидатор, проезд, оплатаВо всем мире для общественного транспорта ищут идеальный алгоритм. Как, с одной стороны, бороться с «зайцами», с другой — контролировать пассажиропоток, а значит, упразднять ненужные маршруты и вводить востребованные, а также постепенно избавиться от анахроничных бумажных проездных и талонов. Принцип «лучший контролер — совесть», увы, срабатывает слабо. У «зайцев» уловок целый арсенал: проездные подделывают, прокомпостированные талоны передают по цепочке или бросаются к компостеру лишь тогда, когда видят в дверях салона контролера. Потому многие страны сделали ставку на автоматизированную систему оплаты. У нас первым новацию на вооружение решил взять Минск. С 1 февраля проезд в трамваях в столице будет оплачиваться по–новому: начнут действовать электронные проездные. Их уже можно с середины месяца купить в специализированных киосках «Минсктранса». С осени устанавливают и электронные компостеры, а также валидаторы. Пассажиры трамваев уже компостируют талончики нового образца: достаточно вставить их в специальное отверстие — и сразу же отпечатается дата, время, вид транспорта, а также его номер и номер маршрута.


Что нужно знать об автоматизированной системе оплаты, корреспонденту «СБ» рассказал заместитель генерального директора КТУП «Минсктранс» Андрей Паплевка.


Что и где


Валидаторы решили расположить максимально удобно для пассажиров — возле каждой створки двери. Это значит, что в транспортном средстве с тремя входами установлено пять валидаторов. Поэтому никаких трудностей или заминок возникнуть не должно. Смарт–карта сработает даже через кошелек или сумочку, поэтому каждый раз доставать электронный билет не понадобится.


Привычный проездной остается в силе


Пока изменения коснутся только трамваев, остальной наземный транспорт подключится к системе в марте, когда везде смонтируют новое оборудование. Тогда и начнется повсеместная опытная эксплуатация электронной системы оплаты. Так что бумажные проездные на трамвай, совмещенные с любым другим видом транспорта, на следующий месяц останутся в прежнем виде. Смело предъявляйте их в случае необходимости.


Зачем нужен валидатор


Система разрабатывается и внедряется специально поэтапно, чтобы люди успели привыкнуть к новшествам. Несмотря на то, что электронные устройства принципиально отличаются от старых механических компостеров, изменения в тарифной политике сведены к минимуму. Иными словами, если раньше у вас был бумажный проездной, то теперь будет пластиковый, но по–прежнему на неограниченное количество поездок. Единственное отличие: мало иметь в кармане смарт–карту, ее нужно будет приложить к валидатору, чтобы подтвердить свое право проезда. Многих сейчас интересует: зачем же каждый раз проводить эту процедуру? «Дело в том, что есть единые правила работы, которые заложены при разработке системы. И чтобы не добавлять сумбура на этапе апробации, им нужно следовать, — объясняет суть новшества Андрей Анатольевич. — Валидация карты — основополагающий принцип. Покупая проездной, вы оплачиваете возможность поездки. А когда заходите в транспорт, нужно обязательно подтвердить право ее осуществить. Иначе она считается неоплаченной». Ведь следующая очень важная задача — ввести оплату проезда по факту. Сейчас идет разработка и согласование этого тарифного плана. Пока не определено, будет это плата за расстояние, остановку или зону. Ясно одно: прикладывать карту со временем нужно будет не только на входе, но и на выходе. Кстати, делать это нужно будет и «бесплатникам»: школьникам, инвалидам, участникам Великой Отечественной войны и другим льготникам. Им будут выдавать билеты с фотографией на основе смарт–карт.


Валидация нужна еще и для контроля пассажиропотока. «Таким образом мы получим информацию, чтобы потом эффективно и гибко корректировать расписание и количество транспорта на маршрутах, а также интервалы движения», — выделяет важный нюанс Андрей Паплевка. В том числе транспортники хотят облегчить проблему часа пик.


Возможны варианты


Среди плюсов электронного проездного — гибкий подход в выборе тарифов. В скором времени на него можно будет записать до шести разных тарифных планов. Например, месяц проезда на трамвае, 15 поездок на троллейбусе или просто разовые поездки на любом транспорте, включая метро.


Вместо кондукторов — ревизоры


Кондукторы еще какое–то время останутся в салонах, но в будущем их услуги не понадобятся. Кто–то перейдет в ревизоры. Однако соглашаются не все, оно и понятно: специфика работы немного другая. Кстати, процедура проверки проездных документов теперь тоже изменится. При входе в салон ревизор своей картой заблокирует все электронные устройства: ни прокомпостировать талон, ни валидировать проездной в это время не удастся. А у проверяющего с собой будет специальное устройство, которое считывает всю информацию со смарт–карты. Оно–то и покажет, была ли подтверждена оплата или пассажир едет фактически «зайцем». Резонный вопрос: как же пробить талон или приложить карту к валидатору, если ты вошел в транспорт вместе с ревизорами? Андрей Анатольевич успокаивает: «Конечно, в документах уже проработаны здесь изменения, но одно дело — сценарий, а другое — фактическая работа, поэтому нагнетать ситуацию никто не будет. Мы вместе с пассажирами учимся: вы — пользоваться, а мы — управлять этой системой».


Пополнять счет надо в киосках


Новые устройства весьма функциональны. С их помощью вы сможете не только оплатить поездку (а она считается зафиксированной после звукового, светового сигналов и индикации на бегущей строке), но и узнать свой баланс. Для этого нужно повторно приложить проездной к прибору: на дисплее появится дата окончания срока действия карты или количество оставшихся поездок. Никаких дополнительных кнопок на валидаторах не предусмотрено. Их специально решили не усложнять, сделав максимально надежными. Например, карточка никак не может сработать дважды — это защитит пассажиров от повторного снятия средств.


Кстати, новая смарт–карта более индивидуальна, нежели магнитный проездной в метро. Ее не нужно будет каждый раз обменивать, а лишь пополнять. Пока сделать это можно только в киосках «Минсктранса», позже появятся специальные устройства наподобие инфокиосков для самостоятельного пополнения счета. В перспективе на карту станет возможным зачислить средства через банк или платежные терминалы.


Советская Белоруссия №15 (24398). Суббота, 25 января 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
XELINA
Новшество хорошее,но... Вопрос: если мне на двух руках нужно вынести двоих детей, каким образом мне при выходе снова поднести проездной? разве что в зубах... Замечательная картина.
ЛАТЫШЕВ СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ
Ладно! И такие технические "мульки" могут иметь место. Но как сделать так, чтобы граждане Беларуси ездили в общественном транспорте (включая пригородные электрички)... не покупая проездных и т.п., т.е…. бесплатно!? Один раз купил универсальное электронное удостоверение личности со своим фото и пожалуйста: бессрочно пользуйся общественным транспортом, на здоровье. А приезжие?! Нет проблем! Купи электронный проездной на требуемое количество поездок. Откуда взять деньги для системной реализации моей задумки? Прежде всего, необходимо подсчитать: а сколько же реально нужно денег. При подсчёте учитывается отсутствие толп контролёров, бухгалтеров, продавцов проездных, различных "руководящих кадров" и т.п. При подсчёте учитывается, что весь общественный транспорт работает на беспроводной электрической тяге. Значит, не нужны бензин, солярка, газ, дрова и т.д. Значит, не нужны заправки с инфраструктурой и работники для этих заправок и инфраструктуры. Значит, не нужны толпы ремонтного персонала, т.к. транспорт на электроприводе надёжнее и имеет больший срок всепогодной эксплуатации. При подсчёте учитывается, что весь общественный электротранспорт дешевле. При подсчёте учитывается, что весь общественный электротранспорт реально управляется роботами и легко контролируется диспетчерами дистанционно. Диспетчеров надо в четыре раза меньше, чем водителей. Кроме выше сказанного есть ещё ряд авторских новаторских идей и Ноу-Хау. P.S. "Кто хочет что-то сделать - ищет способы и действует. Кто не хочет что-то сделать - ищет поводы для своего бездействия."
саша
Идеальный алгоритм--это когда при входе платишь.И не заплатив войти нельзя(как в метро).Все остальные варианты работать не будут.Или как всегда будут работать себе в убыток.
Рамзес Анубисович
Система дико неудобна - вот я бы посмотрел, как эти валидаторы будут работать в час пик, когда толпа штурмует переполненный автобус в котором и так народа как сельдей в бочке. Или как такая система будет работать в сильные холода (когда руки замерзают и не очень-то достанешь карточку, чтобы её валидировать...)
пенсионер
исполнение как всегда будет через задницу , потому что диспетчер и водитель всё равно будут гонять чаи и играть в карты , пустыми через весь маршрут ездить в парк!<br />
У Латышева идеальный вариант , никаких сот (отделов , бригад) в ведомствах - в которых одному больше , другому меньше перепадает прибыль ! Туристы и будут оплачивать общественный транспорт по принципу межгорода ( на пальцах считать остановки ) , а общественный он и есть для общества , а не для индивидуалиста на маршрутке . К тому же , дешевле "зайцев" иметь , чем валюту гробить с окупаемостью в годы , такой же принцип был и в экономике Союза , чем безработных плодить при обновлении производства , пусть в колхозы ездит , да производственную площадку убирает !<br />
Короче , жадность чиновников не имеет предела !
Рамзес Анубисович
к слову - например в том-же Таллине общественный транспорт для жителей города - БЕСПЛАТНЫЙ. Может и Беларуси в этом вопросе стоит взять пример с Эстонии? В конце-концов, ведь у нас даже в Конституции написано о том, что у нас СОЦИАЛЬНОЕ государство. Вот пусть оно и будет социальным, в том числе - и в плане бесплатного общественного транспорта.
ЛАТЫШЕВ СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ
Рамзес Анубисович! Вы мыслите в правильном направлении. Только, пока, не задали два основных вопроса. 1.Откуда взять деньги на приобретение общественного электротранспорта в масштабах Беларуси? 2.Откуда брать средства на текущие расходы? Что Вы, да и другие читатели данного издания, думаете по поводу этих двух вопросов? P.S. В следующих своих комментариях я попробую изложить своё видение ответов на эти вопросы.
Юрий К.
Я к власти оношусь неплохо,но всё больше её действия,в последнее время ,воспринимаю как как приносящие мне вред. Электронные компостеры- это хорошо,их можно заблокировать и это поможет бороться с зайцами.Но кто закупил эти "каряги" ,их захочешь но больше двух в транспорте не поставишь. А два компостера на салон это разве не издевательство над людьми? Валидаторы на входе поставили-хорошо,пусть, тот кто не хочет пользоваться талоном ,купит карточку на определённое количество поездок и платит при входе за проезд. Но почему я, покупая месячный проездной, должен оплачивать проезд при входе?Бред! Зачем?А обяснение этого действия Минтрансом это сюжет для Задорного. Я воспринимаю это как издевательство Минтранса и МИнгорисполкома лично надо мной и вижу ,что тут замешаны большие деньги.Надо как-то оправдывать расходы да ещё и нажиться на этом. Если оставить бумажный проездной,то не известно сколько людей купит карточку с определённым количеством поездок.Карточки могут остаться не востребованы,а люди уже посчитали прибыль. Поэтому надо требовать от власти проверить, кто и как закупал это оборудование,современное ли оно,может кто нажился на этом? КГК не должен остаться в стороне от этого вопроса.Месячные и декадные проездные ни какого отношения к валидаторам иметь не должны.Ну должна же быть у чиновников совесть или нет? А редакции глубже вникать в проблему и защищать здравый смысли и людей.
Arion
Само название материала "Пассажир на видном месте" отдаёт каким-то иезуитством. Речь ведь идёт о тотальном контроле над пассажирами. Система строится на тотальном недоверии к пассажирам. <br />
Как уже заметил один из участников форума, система "дико неудобная". В материале эти неудобства лукаво обозначены словом "новшества" и звучит циничный призыв -- к этим неудобствам привыкать ,благо, "добрый" "Минсктранс" даёт нам время к этим неудобствам привыкнуть. Пострадают больше всех, особенно в моральном плане, те, кто всегда покупал и ещё покупает бумажные проездные билеты, которые нужно показывать только кондуктору и контролёру. Теперь покупатели проездных по части неудобств будут уравнены с покупателями талонов. Более того, "валидирповать" их придётся не только на входе, но и на выходе. От этих неудобств никто не будет избавлен -- ни немощные старики, ни дети. И обо всём этом пишется даже без тени попытки извиниться. Электронный проездной -- это уже и не проездной никакой. Это просто электронная пачка талонов. А автор материала когда-нибудь сталкивался с ситуацией, когда в переполненном транспорте людям приходится входить и выходить на каждой остановке, чтобы выпускать выходящих из глубины салона? Но за всем этим маячит ещё и перспектива значительного удорожания проезда в связи с введением оплаты в зависимости от расстояния -- как его ни назови, по зонам ли, по остановкам ли.... Публикации на эту тему в СБ начались давно. Я каждый раз энергично протестовал на форуме и горькой радостью радуюсь тому, что "Минсктрансу" не удалось ввести эти неудобстваа так рано как ему хотелось. Но вот, всё же время пришло. Сами авторы признают несовершенство этой системы, но настырно её вводят.
К.А.Е.
Как уже достали разные,,Идиот,,-ы по Гоголю,им плохо спится,если  народ еще не обобран до нитки,если ему еще есть что пить и есть,а скоро и укол бюджетным не будет,дожились,народ не думает о своем здоровье,да ему и времени то не дают подумать,потому то он и думать уже ни о чем НЕ ХОЧЕТ,отупел брат,сват,муж,боязно,хлебное место потерять можно,прощай рай, отечественный...
К.А.Е.
Интересная мысль посетила,повезло маршрутчикам,их ли,не их ли лобби постаралось,но результат будет отменный,пассажиры,которым ехать до конечной и по среднему маршруту,точно пересядут на маршрутки,потому,как разницы в оплате не будет или разница будет мизерная,но удобство поездки сделает правильный выбор.
ЛАТЫШЕВ СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ
Рамзес Анубисович! Вы мыслите в правильном направлении. Только, пока, не задали два основных вопроса. 1.Откуда взять деньги на приобретение общественного электротранспорта в масштабах Беларуси? 2.Откуда брать средства на текущие расходы? Что Вы, да и другие читатели данного издания, думаете по поводу этих двух вопросов? P.S. В следующих своих комментариях я попробую изложить своё видение ответов на эти вопросы.
МАЛЬЧИШ-КИБАЛЬЧИШ
Свое видение проблемы выскажу сейчас,на мой скромный взгляд,даже зайцев,как таковых,ловить не придется,кондуктора и контролеры уйдут на покой или поменяют специальность,отпадет надобность оснащать транспорт спецтехникой(валидаторы и пр.),что несет с собой массу неудобств для пассажиров,практически на всех маршрутах и если сейчас кондуктор-гад,то будет гад-водитель,ему фейс ровнять будут(опять народ в угол жмут).Так вот,суть предложения сводится к тому,что все взрослое население должно платить за проезд в день зарплаты,то есть вычитать в счет коммунального(городского)транспорта всех видов,какие есть в городе,но касаться сие мое предложение должно только столицы и областных городов+Бобруйск(вычет полной стоимости проездного на каждый месяц,пенсионерам и инвалидам половину стоимости вычитать из их дохода,через почту,банк,Белгострах,студентам и школьникам,также половинная оплата из родительской зарплаты,слышу, слышу,безработным,стоящим на учете в центрах занятости,центр оплачивает,иностранцы могут платить при въезде в страну,в зависимости от срока пребывания,а также все остальные,в том числе и белорусы,возвращающиеся из заработков В России.)В райцентрах и на селе должен быть частный транспорт,без вариантов с оплатой наличкой.Так вижу,не без греха,но идеального нет ничего,есть что предложить,с удовольствием жду ваших предложений...
Сергей Семёнов
А почему бы не сделать оплату за количество остановок. Я каждый день еду три остановки, но вынужден покупать проездной на два вида транспорта. То есть по сути я оплачиваю проезд за два вида, но ведь пользуюсь одним видом транспорта на три остановки. Бывает с работы иду пешком. Это было бы удобно.
Евгений Александрович
Борьба с «зайцами» ведется с тех пор, как довоенные пацаны прыгали на подножки трамваев. И, по-моему, лучше сердитой тетки, то есть – кондуктора, еще ничего не изобрели. На любой хитроумный прибор наши пассажиры «отвечают» своим «ноу-хау»; проехать задарма – это же целый аттракцион… Хотя, возможно, я ошибаюсь, и новая система докажет свою эффективность?
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости