Партнерство внутри и в мире. Коммерциализация отношений братских Беларуси и России серьезно тормозит развитие Союзного государства.

Работа секции “Международные аспекты строительства Союзного государства” оказалась одной из самых дискуссионных. По мнению одних присутствующих, Союзное государство не состоялось вовсе, поэтому от него следует отказаться, переходя к союзу двух государств или к Таможенному союзу трех государств – России, Беларуси и Казахстана. Сторонникам такой точки зрения горячо возражали, приводя различные доводы.

Работа секции “Международные аспекты строительства Союзного государства” оказалась одной из самых дискуссионных. По мнению одних присутствующих, Союзное государство не состоялось вовсе, поэтому от него следует отказаться, переходя к союзу двух государств или к Таможенному союзу трех государств – России, Беларуси и Казахстана. Сторонникам такой точки зрения горячо возражали, приводя различные доводы.

В частности, заместитель директора Института международных исследований МГИМО (У) МИД РФ Виктор Мизин отметил, что союз с Беларусью очень важен для России, представляя собой своеобразное геополитическое партнерство. Торпедировать Союзное государство пытаются российские либеральные экономисты, уверяющие, что якобы Москва вынуждена нести непомерные расходы. При этом забывают, что экономика Беларуси даже в условиях кризиса не допустила падения ВВП, размеры коррупции в стране намного меньше. Поэтому необходимо выстраивать отношения в Союзном государстве таким образом, убежден Виктор Мизин, чтобы уважать выбор белорусских элит и белорусского народа. По его убеждению, хорошие отношения с Беларусью, Украиной, Казахстаном для России важнее, чем даже с ЕС или США. При этом надо помнить, что СССР невосстановим, но ориентиром в будущем может стать великая Евразийская федерация из России, Беларуси, Украины и Казахстана.
Особой темой для дискуссий стала программа “Восточное партнерство” с ЕС, в которое Беларусь вступила в мае 2009 года. Большинство российских коллег высказывали опасения по поводу “Восточного партнерства”, видя в нем попытку Запада перетянуть Беларусь на свою сторону, направить против России. В частности, такую точку зрения высказывал Борис Шмелев, руководитель центра политических исследований Института экономики РАН, и Сергей Жильцов, руководитель Центра СНГ Дипломатической академии МИД РФ. А Андрей Вассоевич, руководитель Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра Российского института стратегических исследований, заявил, что в планах Запада привести в Беларуси к власти прозападную оппозицию в рамках “Восточного партнерства”.
Мрачные опасения по поводу “Восточного партнерства” несколько развеял доцент кафедры европейских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Станислав Ткаченко. По его мнению, “Восточное партнерство”, конечно, является механизмом экспорта ценностей ЕС в Армению, Беларусь, Грузию, Украину, Азербайджан и Молдову. В то же время беспокоиться не о чем, потому что в финансовом измерении “Восточное партнерство” совершенно несостоятельно.
Поэтому в своем выступлении я посчитал необходимым подчеркнуть, что Беларусь абсолютно не настроена на отказ от выстроенных в рамках Союзного государства отношений. “Восточное партнерство” для Беларуси прежде всего вынужденный бизнес-проект. Огромное отрицательное сальдо в торговле с Россией удается частично компенсировать именно за счет нарастающего экспорта в ЕС. В торговле с Россией в 2008 году Беларусь получила отрицательное сальдо в тринадцать с лишним миллиардов долларов, торговля с ЕС принесла положительное сальдо размером почти в шесть миллиардов долларов. Понятно, что отрицательное сальдо не тот путь, который может позволить себе Беларусь – страна с экспортно-ориентированной экономикой и с незначительными природными ресурсами. Однако проблема в том, что попытки расширить белорусский экспорт в Россию, чтобы компенсировать огромное отрицательное сальдо, в последнее время всячески блокируются российской стороной. Многие товары ограничиваются в доступе на рынок РФ, хотя они востребованы здесь из-за невозможности обеспечить российских потребителей собственной продукцией, успешно конкурируют с импортом.
Вводя новые ограничения на экспорт тех или иных белорусских товаров в Россию (особенно это почувствовалось в последние кризисные месяцы), российское руководство тем самым подталкивает белорусское руководство на поиск новых контактов с ЕС, располагающим самым богатым рынком в мире. И экономический сбыт товаров на наиболее важный рынок всегда имеет политическую составляющую – необходимость налаживать политические отношения с импортером основной массы твоих товаров.
Очевидно, что братские отношения Беларуси с Россией не устраивают “влиятельные группы продажных чиновников и ничего не предпринимающих “предпринимателей”, негативное влияние которых на развитие самой России, стремление законсервировать российскую экономику в качестве сырьевого придатка промышленно развитых стран отметил в сентябре 2009 года Президент России Дмитрий Медведев. Если БССР была сборочным цехом СССР, то нынешняя Беларусь во многом является сборочным цехом России. Промышленная кооперация России и Беларуси является фактором, в равной степени способствующим развитию промышленности и технологий в обеих странах. Многие успехи в промышленной кооперации были достигнуты в том числе и благодаря программам в рамках Союзного государства.
В целом на секции отмечалось, что в результате событий 2006–2010 гг., направленных на коммерциализацию отношений братских России и Беларуси, развитие Союзного государства серьезно затормозилось. В то же время проведение конференций, подобно состоявшейся в Санкт-Петербурге, помогает выявлять проблемные моменты в развитии Союзного государства и находить пути их решения.

Сергей КИЗИМА, доктор политических наук, заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь, заместитель руководителя секции внешней политики Научно-консультативного совета Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter