Партнерство самых честных правил

Сергей Самаль — о месте бизнес-сообщества в образовании

В нем заинтересованы как представители бизнес-сообщества, так и вузы

Участие реального сектора экономики и бизнес-сообщества в образовательной политике государства строится на основе разнообразных форм сотрудничества с вузами. Современная модель выпускника ориентирована на инновационное образование, поэтому конструктивное партнерство — лучший способ повысить качество и конкурентоспособность высшего образования. Какое место отведено бизнес-сообществу в образовательном процессе Академии управления при Президенте Беларуси, рассказал директор Научно-исследовательского института теории и практики государственного управления академии профессор Сергей САМАЛЬ.

— Сергей Александрович, как вы считаете, бизнес — это сфера сугубо практическая или же она все-таки требует научных обоснований?

— Все зависит от уровня развития бизнеса. Чем он выше, тем более востребованной будет наука. Например, вопросы, которые возникают в области экономико-математического моделирования или математического программирования, связаны с нахождением оптимального пути перевозок, размещения товаров на складах, а при больших оборотах приходится решать еще и задачи оптимальных маршрутов и хранения продукции… В общем, без науки здесь не обойтись. Поэтому крупный бизнес нельзя рассматривать как сферу одной лишь практики. Бизнес — это разнородная деятельность, и когда бизнесмену приходится решать серьезные оптимизационные проблемы, а также определять, куда лучше вложить деньги, то без знаний ему никуда не деться.

— Как будет решаться вопрос привлечения бизнес-сообщества в Академию управления?

— Задачу по привлечению бизнес-сообщества поставил перед нами ректор Академии управления Анатолий Морозевич. Первым шагом на этом пути стала конференция «Развитие частно-государственного партнерства в Республике Беларусь», которая проходила в академии в декабре прошлого года. Организована она была Государственным комитетом по науке и технологиям при участии кафедры экономической теории Института управленческих кадров. Ранее в магистратуре была открыта практико-ориентированная специальность «управление инвестиционными проектами в государственно-частном партнерстве». Следующим этапом станет создание практико-методологического центра государственно-частного партнерства, куда будут привлекаться представители частного бизнеса. Открытие этой структуры запланировано на конец нынешнего учебного года. Центр будет работать по нескольким направлениям. С одной стороны, людям, занимающимся практической хозяйственной деятельностью, мы сможем помочь в методическом обеспечении, чтобы преимущества государственно-частного партнерства были видны реальному сектору экономики не только с теоретической стороны, но и с практической. С другой стороны, сотрудникам Академии управления будет интересен опыт, который приобретен теми, кто занимается реальным бизнесом. Эти знания будут полезны и преподавателям, и научным сотрудникам. Хочу отметить, что сама тема сочетания государственного и частного неоднозначна. Мы строим социально ориентированную рыночную экономику. И здесь возникают вопросы: как сочетать государственное и частное? Что должно занимать главенствующее место? Как найти золотую середину? Безусловно, должна быть выгода и одной, и второй стороне. Другое дело, что бизнес должен быть сознательным, социально ответственным. И бизнесмены, зарабатывая, обязаны понимать, что в этом есть существенная составляющая государства.

— Как сотрудничество с бизнесменами отразится на учебном процессе и подготовке будущих управленцев?

— Уровень выпускников Академии управления достаточно высок, что тоже привлекательно для крупного бизнеса. К примеру, специальность «управление информационными ресурсами» — это уникальное сочетание основ экономики и информационных технологий. Это будет полезно в любом направлении бизнеса. К тому же глава государства не раз отмечал необходимость обеспечивать обучение студентов на местах начиная уже с 3—4-го курсов. Я думаю, в этом направлении сотрудничество будет взаимовыгодным: студенты смогут практиковаться во время учебы на предприятиях и в организациях, а в итоге работодатель получит для своего бизнеса готового квалифицированного специалиста. У молодежи всегда полно проектов, которые она стремится воплотить в самом ближайшем будущем.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter