Источник: Знамя юности
Знамя юности

Никита Ходас: раньше пел в переходах, чтобы заработать на еду, а сейчас – чтобы изменить мир

Парень из перехода

В Минске уличным артистам разрешат выступать официально. Двенадцать площадок выделят в мае возле станций метро и в нескольких подземных переходах. В одном из них когда-то начинал путь на сцену финалист национального отбора на «Евровидение-2017» Никита Ходас. Получив порцию известности и симпатий зрителей, он по-прежнему почти каждый вечер балует своим творчеством случайных прохожих.


На прогулку по центру города Никита приходит с гитарой и PR-менеджером Никой Демидовой – той самой незнакомкой, которая однажды заметила музыканта на улице:

– Прошлым летом пел недалеко от станции метро «Октябрьская», подошла девушка, попросила номер телефона. У меня и раньше брали контакты, обещая подкинуть работу, но обычно никто не перезванивал. А Ника позвонила, мы встретились на следующий день, обсудили, в каких проектах можем поучаствовать, и начали к ним готовиться. Подали заявку на украинское шоу «Голос», потом на наш национальный отбор на «Евровидение-2017». Вот так из перехода попал на телевидение и большую сцену: без связей и денег. Просто оказался в нужном месте в нужное время.

В случайность студентка юрфака БГУ Ника Демидова не верит, считая, что талант рано или поздно должны были заметить:

– Обычно я не обращаю внимания на уличных музыкантов. А тут не смогла пройти мимо, заслушалась даже не песней, а тембром Никиты. И подумала: «Этот парень должен петь не только здесь».

Никита родом из Гомеля, там его семья – мама и пятеро младших братьев. Но парень уже давно живет не дома: в пятом классе переехал в Минск ради учебы в гимназии-колледже искусств имени Ахремчика:

– Я – музыкант, тубист. Учился на отделении духовых инструментов в гимназии-колледже, жил в общежитии. А с гитарой подружился благодаря дяде, он профессионал и научил меня играть. Этого хватает, чтобы сочинять свои песни, подбирать мелодии. Хотя я не позиционирую себя как гитарист – для такого статуса играю плохо. Правда, когда пою, этого не слышно.

Именно в переходе Никиту заметила PR-менеджер Ника Демидова

Шутит или скромничает – по лицу Никиты не поймешь. На эмоции он не щедр. До тех пор, пока не достает из чехла шестиструнку. Одна песня, вторая, третья – и Ходас оживает:

– Немало талантливых музыкантов встречал именно в переходах. Тех, кого часами можно слушать стоя. Когда было что-то в кармане – благодарил деньгами, когда нет – на словах. Сам же начал петь на улице лет семь назад, хотел немного подзаработать. Не помню, на что именно. Может, на еду. Хотя я люблю искусство и мог бы сказать, что спускался в переходы ради него.

Все уличные площадки для выступлений Никите знакомы – на них он играл и пел, когда никаких официальных разрешений еще не было:

– Пару раз прогоняли. Но не штрафовали. За что наказывать, если ты не делаешь ничего дурного, а просто создаешь себе и другим настроение. Стараюсь передать то, что чувствую в данный момент. От этого зависит репертуар: рэп, джаз или что-то еще. Обычно пою на русском или белорусском, могу и на английском, но тогда многие люди не поймут того, что хочу до них донести. А мне важно, чтобы они вспомнили все хорошее, что у них есть, ценили простые вещи. Вот мы сейчас шли, а в переходе женщина-инвалид стояла: «Помогите, пожалуйста». Мне очень жаль, что кто-то хочет новый айфон, а другому надеть нечего, одни мечтают о «Мерседесе», а кому-то даже ходить сложно. Многие начинают задумываться о важном, только когда что-то теряют. Я готов на многое, чтобы своей музыкой исправить мир к лучшему. Такая у меня цель – большая, может, для кого-то смешная. Кто-то подумает: «Вот дурачок!». Ну и пусть. Хочу, чтобы мои песни услышало как можно больше людей, стать лучшим артистом в мире. Да, вот так смело – хочу оставить след. Чтобы знали, что был такой Ходас Никита – не тот, что в баре посуду мыл (некоторое время Никита работал посудомойщиком. – Прим. «ЗН»), а тот, который делал хорошие дела.


В парне из перехода нечасто узнают певца, который боролся за путевку на главное музыкальное шоу Европы. Автографы не просят, но послушать останавливаются:

– Одни удивляются, другие подпевают, третьи заводят беседу. Иногда с друзьями предлагаем прохожим что-то наподобие спора: «Если вам наша музыка не понравится, заплатим по два рубля. Понравится – тогда вы дадите хоть сколько-ни­будь». За все время проспорили только одному незнакомцу. Остальные благодарят. Уличными выступ­лениями удается заработать немного больше, чем мытьем посуды. Но вообще с друзьями еще и в клубах пою: раньше делал это бесплатно, набирался опыта, сейчас для заработка.

Собранные в переходах деньги Никита тратит «на пельмени»:

– Мне для счастья нужны кровать и чашка. Еда самая простая, чай. За съем не плачу, живу где получится, в основном у друзей. Хочу, конечно, свой уголок, но пока это не светит. Мне 20 лет, и музыка – на данный момент единственное, что я умею. Мог бы оставить свою мечту, устроиться менеджером, например, получать стабильную зарплату. Но тогда не смогу развиваться в своем деле, писать новые песни. Когда-то работал консультантом в модном магазине одежды, стоял, улыбался –  это не мое. И я не готов предать свою мечту. Даже если ради нее всю жизнь придется петь в переходах.

В ТЕМУ

Выступать на улицах легально можно будет, получив разрешение от «Минск-концерта». Для этого до 1 мая нужно зарегистрироваться на прослушивание на сайте пешеходка.бел. Жюри отберет тех, кому разрешат играть на специальных уличных площадках в течение года.

Фото Александра КУШНЕРА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter