Положение крестьян в Западной Белоруссии в 1921—1939 годах было удручающим. Малоземелье, невозможность получить образование и работу, отсутствие средств к существованию… Все это приводило людей в уныние. Молодежь, выпорхнувшая из родительского гнезда, старалась освоить хоть какое-нибудь ремесло, но все их рвения были напрасны. Попытки упирались во всевозможные преграды польских властей. Измученный гнетом народ стал понимать, что дело не только в мировом кризисе, на который ссылались польские власти, а в их стремлении полностью переформатировать под себя белорусов, поглотить нацию. Свидетельства этого — статьи западнобелорусской прессы того времени. Многие номера газет в разное время польская полиция конфисковала, редакции закрывались. Некоторые из увидевших свет в 1920-е годы были любезно предоставлены редакции исследователем, краеведом, лауреатом премии «За духовное возрождение» Владимиром Лиходедовым. Окунемся в прошедшую эпоху вместе….
«Вёска Дзямідкі Вілейскага павета. Становішча вёскі цяпер надта дрэннае. У каго было трохі збожжа, дык і тое мусіў на кірмашы аддаць за 3 злотыя, якога вясной не купіш і за 6 злотых. Калі трэба купіць матэрыялу на адзенне, дык не думай, бо трэба тады аддаць увесь умалот. І то мо і не хопіць — такі ён дарагі! Праз зіму мы маем толькі холад, голад і сэквэстратара. Паны кажуць, што нам яшчэ добра. Яны, мусіць, думаюць, што будзе горш, а нам здаецца, што горш і быць не можа». В. Каляга.
— В годы, когда Западная Белоруссия находилась под польской юрисдикцией, росла социальная напряженность, — говорит кандидат исторических наук, доцент Барановичского государственного университета Виталий Кривуть. — Сложная экономическая ситуация в аграрном секторе не только негативно отражалась на материальном положении населения. Были и другие последствия: наступил своеобразный конфликт поколений, постепенно шло разрушение сложившихся на протяжении веков патриархальных семейных отношений. Каждый член крестьянской семьи, получая на свою долю очень малую часть дохода с хозяйства, считал себя обиженным, не понимал той общей причины, которая приводила к нищете. Отношения между родителями и детьми принимали угрожающий характер. Из материалов прессы видно, что постепенно приходило понимание: если жизнь не изменится к лучшему, то опасность нависнет и над семейным укладом крестьян.
«Дохтар не ўдаўся». Такой заголовок письма из деревни Новый Погост Браславского повета, опубликованного на страницах газеты «Сялянская нива».
«З нашым дохтарам — панам Валянскім — найгорш тое, што ён з хворымі гуляе ў польскую палітыку, а тады мала клапоціцца аб здароўі хворага. Бывалі выпадкі, калі гэты дохтар перад хворымі груба кідаўся на ўсё, што беларускае, разам тут хворых намаўляючы, каб кідалі беларускае, а туліліся ахвотна да таго, што польскае. Такім чынам, дохтар Валянскі мала ўвагі звяртае на здароўе цела беларускага сярмяжніка. За тое ўсе сілы свае кідае, каб у беларуса труціць і забіваць беларускую душу і агулам беларускую ідэйную сілу».
Отсутствие медицинского обслуживания на должном уровне приводило к распространению многочисленных инфекций. Население страдало от туберкулеза и трахомы. Виталий Кривуть приводит такие цифры: «Если в 1938 году в учреждениях здравоохранения в Варшаве на десять тысяч жителей приходилось 61 койко-место, в Силезии — 71, в Познаньском воеводстве — 40, то в Виленском воеводстве — 17, а в Полесском вообще только три».
Уставшие от беспросветности белорусские крестьяне хотели вырваться из польской западни. Об этом слагали стихи. В одном из них, опубликованном на страницах «Сялянскай нівы», автор Ж. Нарамич обращается в реке Неман как к одушевленному лицу, высшей силе, способной спасти белорусский народ от угнетения. В стихотворении звучит не только стон от бессилия и надоевшего польского ярма, но и призыв породить веру в свободу, которая обязательно наступит.
Нёман
Нёман! Нёман! Родны бацька,
Нёман — крывічоў рака,
Ты не бачыш здзек прымусаў
Беларуса-бедака!
Людзі стогнуць ад пакуты,
Людзі мучацца душой,
Людзі гінуць у нядолі,
Даруй, Божа, ім спакой!
А ты, Нёман, сівы бацька,
Мо аслеп ці аглох!
Учора хвойкі йшлі плытамі,
Сёння — стогн на берагох!
Нёман, Нёман! Схамяніся,
Скінь ярмо ты бедакоў,
Разлі веру ў свабоду
Між сваіх святых палёў.
И свобода от польского ярма наступила. Города и села, освобожденные от произвола панов 17 сентября 1939 года, встречали солдат Красной армии цветами и овациями. Каждый крестьянин стремился помочь чем мог проходившим частям. Журналист Ефим Садовский в газете «Советская Белоруссия» в материале «Радость крестьян деревни Стайки» описывает событие так:
«На митинге выступает белорус Набибович. Немало он прожил, немало натерпелся на своем веку. Трудно ему начать свою речь, долго волнение спирает дыхание. Наконец Набибович произносит:
— Товарищи (давно не говорил вслух такого хорошего слова)! Товарищи жители деревни Стайки, товарищи красные бойцы и командиры — наши любезные освободители! Поздравляю вас с великим праздником. Не могу и слов найти, чтобы рассказать, как я доволен. Наконец и для нас засветит солнышко, наконец и мы заживем по-настоящему.
Раньше в Западной Белоруссии хорошо жилось лишь помещикам, а теперь счастливо будет жить трудовой народ».
СПРАВКА «СГ»
kuzmich@sb.by