Президент дал интервью телерадиокомпании «Мир»

Откровенность на откровенность

Сегодня межгосударственная телерадиокомпания «Мир» планирует к показу интервью с Президентом Беларуси, записанное накануне. В беседе Александр Лукашенко откровенно поделился своими мыслями о теме интеграции на постсоветском пространстве, видением дальнейшего развития интеграционных структур. 


Президент обстоятельно рассказал о состоянии и перспективах белорусско–российских отношений, итогах недавней встречи с Владимиром Путиным: 

— Вы знаете, что были многие противоречия, проблемы в отношениях Беларуси и России по определенным вопросам. Это напрягало и меня, и Президента Путина. Все это было неприятно, тем более между нашими государствами...

Мы идем на эту встречу, как раз параллельно в этот же момент происходит террористический акт. И все эти проблемы, которыми мы жили, может быть, несколько месяцев до нашей встречи — мы были полны решимости, поспорив где–то, разрубить этот гордиев узел, — отошли на задний план. Мы поняли истинную ценность в этой жизни. Что такое споры по нефти, по газу и прочее, когда неожиданно у тебя под носом происходит террористический акт и гибнут люди, которых мы должны защитить?

После трагедии в метро Санкт–Петербурга на первый план вышли вопросы безопасности и обороны:

— Все остальное, житейское, отошло на задний план, и мы меньше посвятили времени урегулированию этих вопросов. Мы обратили внимание прежде всего на это. Это нам был урок в ту минуту, и это должно послужить уроком всем.

Тему обеспечения безопасности Президент развил в контексте предстоящих учений «Запад–2017»:

— Сегодня мне пришло письмо от группы конгрессменов Соединенных Штатов, в том числе там и известный персонаж Маккейн, который демократию в Беларуси ищет, что мы тут кого–то задержали и так далее и тому подобное... Эти господа затрагивают и вопрос учений: для них это какая–то опасность. А для нас не опасность, что сегодня НАТО активизировалось у наших границ? Россияне любят говорить, что это у границ России. Если это Калининград, то да. Но надо понимать, что это прежде всего у белорусских границ. И надо, чтобы европейцы, натовцы и Соединенные Штаты понимали, что в противовес когда–то мы создали совместную группировку на территории Беларуси и на западе России. Эта группировка живая, она готова действовать по обороне наших интересов. Мы при этом ни на кого не собираемся нападать, нам это не надо. Да и не способны мы сегодня воевать против всего мира. И Путин, и я это прекрасно понимаем. Но своего не отдадим. Поэтому они должны нас понимать...

Мы не собираемся воевать, но уроки из прошлого извлекли. В этом контексте шел разговор с Путиным по основному вопросу.

И, собственно, сам ответ на письмо американских конгрессменов:

— Я пишу ответ: пускай они посмотрят на демократию в западных странах — совсем недавно и бомбили, и травили, и слезоточивый газ, и водометы, и дубины и в Брюсселе, и в Лондоне, и в Париже, и в Германии...

Куда уже дальше? Оплот демократии. Посмотрите, что происходило после выборов, во время выборов Дональда Трампа в Соединенных Штатах Америки. Поэтому я им подсказываю, что надо сначала туда посмотреть, на эту «демократию». По крайней мере, мы никого слезоточивым газом не травили... Понятна их цель.

Еще одна тема переговоров Президентов Беларуси и России — взаимодействие в экономике. Александр Лукашенко уточнил:

— Это нефтегазовые проблемы, как они в СМИ подавались, вопросы промышленной политики, развития сельского хозяйства и взаимодействия двух стран в этой сфере и так далее. В сельском хозяйстве у нас, кстати, практически нет проблем: мы четко формируем программы на каждый год, в том числе и по поставкам продовольствия. Например, в Российской Федерации сегодня дефицит молочных продуктов — семь миллионов тонн. Мы поставляем туда четыре миллиона. На три миллиона еще свободный рынок не закрывается. А надо закрывать, чтобы цены не поднимались.

Президент обратил внимание, что белорусские предприятия практически не являются конкурентами российским, поскольку рынок в этой стране свободен:

— То, что у нас цены ниже и качество выше, не повод для того, чтобы нас «гнобить» и не пускать на рынок. Надо работать в России, производить продукцию, чтобы она была чиста от нитратов, допустим. Надо эту продукцию перерабатывать на современных молоко– и мясоперерабатывающих предприятиях. Тогда на рынок будут попадать нормальные по качеству продукты. И цены... Это не тот случай, когда можно наживаться на кошельках или карманах россиян. Ведь наша продукция не столько премиум–класса, а для обычных людей. Хотя мы и «премиум» производим. Но в основном поставляем в Российскую Федерацию для обычных людей. Они любят эту продукцию. Мы открыты — приезжайте и проверяйте. Что нам прятать? Мы переработку сельхозпродукции привели в соответствие с мировыми стандартами.

Качество белорусских товаров, подчеркнул Президент, подтверждается тем, что они ценятся в Европе, где особенно щепетильно подходят к контролю:

— А россияне начали тормозить. Мы перешли в связи с этим к другому вопросу: я ему показал, кто наживается на этой «санкционке».

И к вопросу о якобы реэкспорте. Он также обсуждался с Владимиром Путиным:

— На территорию Беларуси можно завезти продукцию любого государства. Так это же делают не белорусы, как оказалось, а российские бандиты с большой дороги. И я ему раскрыл карты. Мы договорились, что в ближайшее время предпримем систему мер для того, чтобы предупредить это. Но только нас, говорю, не надо «гнобить». Если там у вас члены правительства сегодня владеют огромными латифундиями, тоже занимаются сельским хозяйством и, чтобы конкуренции было меньше, начинают теснить белорусов — это не получится. Мы вынуждены будем отвечать на это адекватно... Мы имеем балансы на каждый год: сколько молока, сколько мяса поставить в Российскую Федерацию. Мы даже не выбираем эти объемы. Поэтому нас упрекать в том, что мы завалили Россию какими–то «санкционными продуктами», не надо. Мы этого не делали и не делаем.

Во время переговоров Президенты обсудили взаимодействие в промышленной сфере. Была отмечена необходимость развивать кооперацию между предприятиями:

— Зачем ставить КамАЗ в более выгодные условия перед нашим МАЗом? Общий рынок, давайте договариваться и работать. Надо кооперироваться, никто не против. Но это должно быть порядочно и честно, а не то что «вы отдайте нам это предприятие и забудьте про него». Зачем подобным образом действовать? Ничего никому мы не собираемся отдавать... Если вы хотите участвовать в приватизации — цена известна. Платите деньги и приходите, мы не против. Но главное, чтобы людей на улицу не выкидывали из этих предприятий и чтобы это предприятие модернизировалось и развивалось.

Обсуждение этой темы будет продолжено на предстоящем заседании Высшего госсовета Союзного государства.

Кроме того, была достигнута договоренность восстановить в прежних объемах поставки нефти в Беларусь. Вот что сказал Президент:

— То, что мы сегодня платим приличную цену за газ, — это факт. Мы нашли развязки по этому вопросу, и Россия компенсирует нам это расхождение в нынешней цене и реальной цене за счет реэкспорта нефти. На нефть цены сейчас приемлемые, тут у нас проблем нет и не будет. Мы заканчиваем в ближайшее время модернизацию наших нефтеперерабатывающих заводов, хотя они и сейчас очень высокого уровня. Но закончим — выход светлых нефтепродуктов будет 95 процентов, тогда вопрос по нефти отпадет сам по себе. Мы сможем с любого рынка покупать нефть, перерабатывать у себя и получать соответствующую прибыль. Это в Москве тоже понимают.

Во время переговоров двух Президентов, как рассказал Александр Лукашенко, обсуждались и другие темы:

— Плюс вопросы человеческого характера, которые очень важны для функционирования Союзного государства. Мы их тоже обсуждали. Но тут критических проблем нет в отношении людей: перемещение, трудоустройство, пенсионные, социальные вопросы...

Рассуждая в интервью о перспективах Содружества Независимых Государств, Президент сказал, что эту площадку терять нельзя, но участие должно быть интересно всем государствам:

— А чтобы был интерес, мы решили придать государствам большую заинтересованность работать в СНГ. Мы подписали договор о зоне свободной торговли, пошли на более серьезное сотрудничество. Сейчас мы должны подписать договор о свободном передвижении услуг, что мы уже сделали отчасти в ЕврАзЭС, а больше в Союзном государстве. Опыт интеграций разного уровня пригодился. Надо, чтобы была заинтересованность у этих государств, которые входят в СНГ.

Александр Лукашенко обратил внимание, что каждая страна, участвуя в каких–либо интеграционных объединениях, ищет для себя выгоды. Однако к этому государства должны подходить осторожно:

— Выгода не должна быть за счет твоего соседа. Тебе выгодно где–то, ему тоже где–то выгодно, где–то ты уступаешь, где–то он. Но выгода — это обязательно. Если это невыгодно, как бы это меркантильно ни звучало, кому нужен какой–то союз и какие–то шаги в этом направлении.

Кроме того, в интервью были затронуты вопросы развития торгово–экономического сотрудничества Беларуси и России, проведения совместных стратегических учений «Запад–2017», темы обеспечения безопасности в регионе и борьбы с терроризмом в мире.

kryat@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter