Откроем карты

В  минском  метро  проходит  испытания  бесконтактный  проездной  билет

В  минском  метро  проходит  испытания  бесконтактный  проездной  билет 

Многие минчане заметили: на турникетах в метро появилась надпись «Радыёкартка». Что это значит? 

— Никаких радиокарточек в продаже нет и не было, — удивилась на наш вопрос продавец проездных билетов на станции «Академия наук». 

Сотрудники станции пояснили, что сейчас в метро испытываются проездные билеты нового поколения — бесконтактные пластиковые карточки. Но пока пользуются ими только работники метрополитена. 

— Эксперимент с бесконтактными проездными начался в конце прошлого года, — пояснил мне Григорий Якимков, начальник службы движения Минского метрополитена. — Сейчас в нем участвуют около 2000 наших сотрудников. Но все турникеты уже оборудованы новыми считывающими устройствами. 

Минск следует моде крупных городов мира. В Москве, например, бесконтактные карточки в ходу с января прошлого года. Недавно такие технологии появились и в Киеве. 

Пока бесконтактная радиокарточка минского метро внешне ничем не отличается от обычной магнитной. Внутри ее «зашиты» микрочип и антенна. Достаточно только поднести карточку к считывающей панели, и турникет пропустит вас. Электронный «кондуктор» срабатывает с расстояния 2—3 сантиметров, так что им можно пользоваться, не вынимая из кошелька или сумки. 

— Плюс бесконтактной карточки в том, что на входе в метро информация с чипа считывается в несколько раз быстрее, чем с магнитной ленты, — говорит Григорий Якимков. — В часы пик павильоны метро избавятся от толчеи, у турникетов не будут скапливаться очереди. К тому же бесконтактные карточки служат дольше и имеют более высокий уровень защиты от подделок. 

По планам рядовые горожане начнут пользоваться бесконтактными карточками к концу этого года. На каждую станцию подземки надо еще закупить оборудование — для их «подзарядки» (стоимость — около 2 миллиардов рублей). В киевском метро, например, уже стоят такие терминалы. Вставляешь в устройство карточку, платишь автомату 5 гривен и получаешь на свой счет 10 поездок. 

Пока в минском метро нельзя купить проездные на определенное количество поездок (10, 20, 60). Новое оборудование позволит со временем перейти к более гибкой системе оплаты проезда. Но куда объективнее была бы оплата в зависимости от расстояния. Ведь сегодня, чтобы проехать одну остановку, надо заплатить 600 рублей. 

Столько же стоит подземное путешествие через весь город: из Кунцевщины в Уручье. Справедливо? 

— Пока вопрос дифференцированной оплаты проезда в метро не обсуждается, — говорит Григорий Федорович. — Хотя понимаем, что это нужно и теоретически возможно. Но повлечет огромные затраты: надо реконструировать турникеты на всех станциях. 

В организации ГУ «Столичный транспорт и связь» мне рассказали, что в будущем бесконтактные проездные могут появиться и в наземном общественном транспорте. В планах создание единой карточки, по которой можно будет ездить на чем угодно, даже на пригородных маршрутах. И не только ездить. Москвичи при помощи единой карточки могут оплатить не только транспортные, но и другие услуги. В Гонконге, например, ими расплачиваются в магазинах и ресторанах. Это будущее бесконтактных технологий. А пока хотелось бы, чтобы бесконтактными становились не только проездные билеты, но и по возможности сами поездки. Увы, многим из нас пока еще приходится добираться на работу и домой в «жестком» контакте с другими пассажирами, висеть на подножке на одной ноге и держаться вместо поручня за соседа… 

На снимке: пока бесконтрольная радиокарточка минского метро внешне ничем не отличается от обычной магнитной.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter