От тысячи и больше

Смогут  ли  крупные  производители  легпрома  стать  более  гибкими,  если  договорятся  о  разделе  сегментов  рынка?

Смогут  ли  крупные  производители  легпрома  стать  более  гибкими  и  мобильными,  если  договорятся  о  разделе  сегментов  рынка? 

Процесс разукрупнения предприятий концерна «Беллегпром», который   активно шел в 90-е годы прошлого века, приостановлен, и в ближайшее время руководство отраслевого ведомства не планирует предпринимать какие-либо действия в этом направлении. Сегодня в структуре «Беллегпрома» не один десяток предприятий с численностью работающих более тысячи человек. Безоговорочным лидером по этому показателю является РУПТП «Оршанский льнокомбинат» (почти 5,5 тысячи), а среди швейников и трикотажников — пинское ПТО «Полесье» (около 4 тысяч), жодинское ОАО «Свiтанак» (2 800), ЗАО СП «Милавица» (1800). Продукция многих крупных предприятий пользуется достаточно широкой известностью и популярностью, но и конкуренты, пусть и не обладающие такими масштабными возможностями, не сидят сложа руки. И тем, и другим есть за что побороться: продажи одежды и белья, трикотажных и чулочно-носочных изделий, обуви ежегодно увеличиваются на 20—25 %. Не дремлют и импортеры: в первом полугодии этого года по сравнению с аналогичным периодом 2007-го доля продаж одежды и белья отечественного производства снизилась с 81,5 % до 74,9 %, трикотажных изделий — с 88,8 % до 76,4 %, обуви — с 72,9 % до 69,9 %. 

«Сегодня на рынке много малых предприятий, которые работают в узком сегменте, создают конкурентную среду, и большим предприятиям не всегда удается адекватно реагировать на эти вызовы», — говорит директор ОАО «Славянка» Теймураз Бочоришвили. В то же время он обращает внимание и на преимущества крупных производителей: возможность быстро удовлетворить спрос на большие партии товара, собственные ноу-хау, формировавшийся годами коллектив… Этими качествами могут похвастаться далеко не все молодые компании. Впрочем, таким предприятиям, как «Славянка», где производственные мощности задействованы на 94 % и активно идет процесс техперевооружения, легче «освободить» себестоимость продукции от ненужных затрат. К сожалению, в целом по отрасли уровень загрузки оборудования остается крайне низким. Так, отечественные производственные мощности по выпуску шелковых и шерстяных тканей, кожаной обуви используются лишь на 60 %. По хлопчатобумажным и льняным тканям, коврам и ковровым изделиям, искусственному трикотажному меху, трикотажным изделиям, а также чулочно-носочной продукции этот показатель колеблется в пределах 50—70 %. Больше повезло производителям швейных изделий и резиновой обуви — им удается загрузить свое оборудование на 80—95 %. Очевидно, что улучшить ситуацию может только техперевооружение, но этот процесс протекает недостаточно активно. Так, по данным «Беллегпрома», на 1 января 2008 года износ основных фондов в целом по концерну составил 60,8 %, в том числе активной части — 80,4 %. В то же время малые и средние швейные предприятия практически ежегодно обновляют свое оборудование — таковы требования современного рынка. Другая причина низкой эффективности ряда производителей — чрезмерно раздутый штат работников. Так, по данным концерна «Беллегпром», в январе—июле этого года условно излишняя численность работающих в отрасли составила 1758 человек, это примерно 2,3 % от общего количества. Вроде бы и немного, но нехитрые подсчеты показывают, что затраты на содержание ненужных сотрудников сопоставимы с финансированием техперевооружения, как минимум, на одном производстве. В то же время отдельные швейные и кожевенно-обувные предприятия испытывают нехватку квалифицированного персонала… 

В такой непростой ситуации отечественный легпром может спасти только кооперация, считают специалисты. «В перспективе предусматривается создание на базе стабильно работающих предприятий, имеющих широко известные торговые марки, новых координирующих структур с участием предприятий, производящих родственную продукцию», — говорит первый заместитель председателя  концерна «Беллегпром» Владимир Астровский. И поясняет, что это должно привести к углублению процессов специализации и расширению внутриотраслевой кооперации, увеличению ассортимента выпускаемых товаров. 

Такие корпоративные образования, или кластеры, помогают производителям в какой-то степени неформально договориться о разделе рынка: одни берут на себя обслуживание сегмента «низшего и среднего класса», другие — «высшего или бизнес-класса». Типичный пример кластерного взаимодействия — обувная промышленность Италии, где большая часть производителей — небольшие фирмы численностью до 10 человек. Все они объединяются по территориальному признаку в сообщества поставщиков и производителей сырья, фурнитуры, комплектующих и готового продукта, что позволяет сокращать издержки и быть более мобильными на рынке. Считается, что среди российских фирм хорошо подходит по определению к кластерному образованию небезызвестная «Глория Джинс», производственная структура которой включает 12 фабрик в Ростовской области с численностью работающих 12 тысяч человек. Высокая территориальная концентрация производств вкупе с недорогой рабочей силой в регионе позволяют джинсовому бренду достойно конкурировать и на своем рынке, и за его пределами. Опыт корпоративных сообществ успешно освоили и китайские производители одежды, которые чаще всего расположены по соседству, имеют возможность быстро закупить ткани и фурнитуру и оперативно выполнить заказ. 

Процессы конкуренции и кооперации только на первый взгляд противоречивы, поясняют в концерне «Беллегпром». В условиях глобализации факторы, способствующие налаживанию взаимодействия участников рынка, являются определяющими. По крайней мере, пара десятков отечественных предприятий вполне могли бы стать основой для кластерных образований. Впрочем, решение этого вопроса, похоже, отложили на неопределенный срок, а сегодня внимание специалистов концерна сосредоточено на повышении инвестиционной привлекательности отрасли. В 2008—2010 годах акции 20 из 30 акционерных обществ будут выставлены на инвестиционных конкурсах. Планируется акционировать и другие предприятия. От иностранных инвесторов ожидают большей активности в создании совместных предприятий  (сегодня с участием иностранного капитала в «Беллегпроме» действуют 17 СП и одно ИП). 

На снимке: РУПТП «Оршанский льнокомбинат» — одно из крупнейших предприятий легкой промышленности в республике. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter