В музее Якуба Коласа показали снимки народного поэта, сделанные известными фотомастерами прошлого

Особый взгляд

Пятьдесят снимков — пятьдесят мгновений жизни классика. Малоизвестные черно-белые фотографии, с любовью собранные для новой временной экспозиции в Государственном литературно-мемориальном музее Якуба Коласа, покажут песняра глазами не только известных мастеров (таких как Моисей Наппельбаум или Михаил Савин), но и его родных, друзей, в том числе младшего сына Михаила Мицкевича и писателя Михася Лынькова. Куратор выставки, главный хранитель фондов музея (и правнучка поэта) Василина Мицкевич специально для «СБ. Беларусь сегодня» выбрала самые интересные фотораритеты.


Выставочный проект приурочен к 140‑летнему юбилею классика, но задача его, рассказывает Василина Мицкевич, намного шире — показать зрителям другого Коласа:

— Большинство из нас воспринимает песняра исключительно в преклонном возрасте. Таким, каким мы запомнили его по учебникам, книгам и публикациям. Однако на выставке мы покажем совсем другие фотографии. Уверена, гостей особенно впечатлят снимки Якуба Коласа 1920‑х годов. Красивый, молодой, обаятельный… и совершенно непривычный для нас. Все фотографии представлены в хронологическом порядке, так что это, по сути, биография Якуба Коласа в черно-белых позитивах.

Будущий школьный учитель Константин Мицкевич в Несвиже, 1901 год

  — Это самая ранняя из известных нам фотографий поэта. С 1898 по 1902 год Константин Мицкевич учился в Несвижской учительской семинарии, писал стихи, собирал этнографический и фольклорный материал. На снимке, который хранится в фондах нашего музея, есть автограф поэта, а на обороте — дарственная надпись другу, белорусскому писателю и общественному деятелю Язепу Дыло. С ним Колас познакомился в 1921 году, когда они вместе работали в Инбелкульте и на учительских курсах в Слуцке. В мемуарах Дыло отмечал, что образ поэта, «поўны напружанай творчай працы», навсегда сохранился в его памяти.

Поэт в годы Первой мировой войны

— Первая мировая война на долгие шесть с половиной лет разлучила Константина Мицкевича с родиной. 1 января 1916 года его командируют в Александровское военное училище в Москве. Он был зачислен юнкером, а через четыре месяца после выпуска получил звание прапорщика. Этот снимок Якуба Коласа в военной форме является материальным доказательством событий того времени.


На выставке «50 імгненняў: фоталетапіс жыцця народнага паэта Беларусі Якуба Коласа» также представлены снимки поэта, сделанные Генрихом Фридом, Зеноном Павловским, Владимиром Китасом и другими известными мастерами.

Якуб Колас после возвращения в Беларусь


— В начале 1921 года Народный комиссариат просвещения БССР направляет телеграмму в Наркомпрос РСФСР на имя Луначарского с просьбой вернуть в Беларусь школьного инструктора Константина Мицкевича (псевдоним — Якуб Колас), одного из лучших белорусских писателей. 15 мая 1921‑го поэт с семьей переезжает из Курской губернии в Минск. Как выглядит он в то время, позволяет представить это фото.

Поэт в доме, который размещался на территории нынешнего Центрального детского парка имени Максима Горького в Минске

— Эта фотография, на мой взгляд, представляет особый интерес. Это единственный сохранившийся снимок Коласа в его довоенном доме. Поэт, как видим, работает за письменным столом. Дом, построенный в 1927 году, к сожалению, сгорел на третий день войны вместе со всеми вещами, рукописями и богатой личной библиотекой классика. Все, что осталось, — разбитая чашка, найденная на пепелище дома после войны, и серебряные бокалы — подарок Янки Купалы и его супруги Владиславы Францевны Якубу Коласу с женой Марией на серебряную свадьбу. Что интересно, бокалы сохранились благодаря другу семьи Адаму Брижу, который вывез сейф из дома Коласа, закопал на улице Красивой, а после войны передал поэту.

Якуб Колас в Москве в объективе Моисея Наппельбаума

— Этот малоизвестный снимок сделан советским фотомастером Моисеем Наппельбаумом (кстати, минчанином), который прославился тем, что фотографировал выдающихся людей Советского Союза: артистов, писателей, художников и ученых. В 1945 году в объектив Наппельбаума попал и Якуб Колас. Обратите внимание на пристальный взгляд карих глаз и серьезное лицо — поэт занят работой над одним из своих произведений, а перо, еще не успевшее оторваться от листа бумаги, словно бы готово следовать за мыслями автора...

Колас-грибник на любимой Пуховщине

— В 1930‑х годах и в послевоенное время Якуб Колас часто проводил отпуск в Пуховичском районе. Этот красивый и живописный край он называл вторым домом, поскольку Пуховщина напоминала ему о счастливых годах жизни с женой Марией Дмитриевной, радовала лесами, в которых можно было набрать полную корзину грибов (больше всего поэт любил подосиновики). Лето 1933 года и 1934‑й Якуб Колас провел в деревне Талька. Свое пребывание там он описывал так: «Я ўсё лета пражыў на дачы ў глушы ў 80 км ад Мінска. Ехаў з намерам падагнаць і нават закончыць сваю аповесць, аднак вясковае жыццё павяло мяне па сваёй дарозе — я зрабіўся рыбаловам, зборшчыкам ягад, грыбоў і проста лясным чалавекам». Радостные моменты жизни поэта сохранили фотографии, сделанные писателем Михасем Лыньковым в Пуховичском районе.


КСТАТИ

Осенью на родине Якуба Коласа, в Столбцах, появится памятник поэту. Его авторами стали народный художник Беларуси Иван Миско и скульптор Сергей Логвинов. На открытии выставки Иван Акимович рассказал некоторые подробности:

— Что приятно, итоги конкурса на создание памятника подводились в музее — именно там, где начиналась история. И сегодня я уже могу сказать: памятник полностью отлит в бронзе, и на днях его отвезут в Столбцы, где будет проходить подготовка к монтажу. Путь был длительным, сложным и тяжелым. Но все получилось. Кроме того, планируем провести в Столбцах скульптурный пленэр на тему произведений Якуба Коласа.

Сергей Логвинов, в свою очередь, добавил, что образом Якуба Коласа он начал заниматься еще в 1976 году:

— Портретные поиски, конечно, были очень долгими… Это была моя курсовая работа, я тогда учился в театрально-художественном институте. Когда мы выиграли конкурс на создание памятника, сразу решили: не будем копировать тот образ, который уже есть на площади Коласа. У нас получился облик поэта ближе к моей работе 1976 года. Надеюсь, людям понравится.

leonovich@sb.by

Фотографии Максима ШНИПА и из фондов музея Якуба Коласа. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter