Особенности национальной красоты

«Секретные пароли» славянских женщин Считается, что одно из бесспорных достоинств Беларуси наряду с “некранутай прыродай” и необычайной госте-приимностью белорусского народа — красота наших женщин: “прыгажэйшыя на свеце — беларускія дзяўчаты”. А кем, собственно, считается? Кроме нас самих, “беларускіх дзяўчат”?.. С одной стороны, уроженки Беларуси блистают на мировых подиумах и завоевывают короны престижных конкурсов красоты — впрочем, не чаще, чем красавицы из других государств. С другой — миф о том, что именно на этой земле рождаются самые-самые прекрасные женщины, бытует практически в каждой стране мира. Но что правда, то правда: восточных славянок всегда можно узнать за границей. Поначалу даже удивляет, как в пестрой толпе какой-нибудь курортной страны продавцы всякой всячины безошибочно вычисляют “наших”, казалось бы, теперь уже практически неотличимых от европейцев. И если в отношении сильного пола чутье может подвести туземных представителей мелкого и среднего бизнеса, то уж с прекрасной половиной — белорусками, россиянками и украинками — их интуиция сбоя не дает никогда: ставший интернациональным “Пры-ы-вэ-эт!” вам обеспечен. Но, думается, дело тут не только — и не столько — в нашей неотразимой красоте.

Мэйкап по-нашему: рисуем себя заново
Вот идет вам навстречу — неважно, в Минске, Гродно, Стокгольме или Баден-Бадене — стайка молоденьких, стильно одетых девушек. Если не присматриваться, их можно принять, к примеру, за молодых француженок. Или за англичанок. А присмотришься — нет, это все-таки наши! Все дело в макияже.
Только в нашей традиции нет практически никакого отличия макияжа дневного и вечернего. И в праздники, и в будни, едва проснувшись, наша прелестница, будь ей пятнадцать или пятьдесят пять, приступает к рисованию своего лица. Европейские визажисты советуют днем использовать только тушь для ресниц (причем, если речь идет не о вечернем макияже, выбирать серую или коричневую, а не черную), румяна и прозрачный блеск для губ. Но что нам европейские визажисты? Мы сами себе визажисты. В ход идут перламутровые или темных насыщенных цветов тени, карандаш, тональный крем, пудра, яркая помада, а случается, что завершает “дневной” образ лак для волос с блестками. Причем традиция “мэйк-апа по-нашему” практически неискоренима: младшие сестры проходят “курс молодого творца” у старших.
Хотя вообще-то мы в этом не виноваты. Дело в том, что пресловутая естественность и природная красота, а также пропагандируемое в последнее время стилистами отсутствие макияжа на практике обходятся дороже, чем присутствие оного. Поскольку, чтобы позволить себе подобный европейский шик, надо иметь силы, время и деньги на регулярные посещения салонов красоты и фитнес-клубов. Вести здоровый образ жизни, избегать стрессов, физических и моральных перегрузок, регулярно спать более 8 часов в сутки, сбалансированно питаться экологически чистыми продуктами, пить чистую воду и дышать чистым воздухом.
Наши женщины пока вынужденно идут другим путем: как известно, у нас даже в магазин через двор или в детский сад забрать ребенка редко ходят нена-крашенными.
Приподняться над землей
Отличительная черта наших женщин — любовь к высоким каблукам. Один из известных историков моды как-то заметил, что на Елисейских полях у восточных славянок каблуки самые высокие. Правда, в самом фешенебельном районе Парижа наших землячек не так много. А вот пристрастие к обуви на головокружительной высоты шпильках действительно выдает “нашу сестру” с головой в любой стране мира.
...Экскурсия по джунглям Таиланда на слонах. На сборном пункте — интернациональная туристическая толпа, разноголосый шум: английский, французский, немецкий, китайский, тайский языки... Русского что-то не слыхать. А кто это лезет на спину слона в босоножках на двенадцатисантиметровой шпильке? Ну конечно, эта девушка говорит по-русски!
Ежедневно, в жару, в дождь, в гололед наши женщины идут на подвиг во имя красоты, втискивая ноги в средневековые пыточные приспособления. Шпильки, каблуки, платформы — на них мы каждый день преодолеваем  километры по городу, штурмуем переполненные автобусы и даже, опаздывая на работу, перебегаем дорогу на красный свет, выдавая спринтерскую скорость. “Взяв высоту” лет в 14, некоторые не сдаются и в 80. Довелось мне побывать в обществе одной дамы лет 75 на свадьбе моей приятельницы. Бабуся, прабабка невесты, была с ярко-рыжим цветом волос, ярким маникюром и... на высоченных каблуках. Чувство было двойственным: с одной стороны, невольно хотелось выразить несколько карикатурной пожилой леди соболезнования. С другой — я испытала гордость за наших женщин.
Зачем нужна эта добровольная ежедневная пытка — каблуки? Вряд ли наши женщины ответят. Вариант ответа “чтобы нравиться мужчинам” как-то слишком упрощает дело. Мне кажется, причина глубже. Может быть, в особенно запавшей в сердца славянкам сказке “Золушка”, где, как известно, именно хрустальная туфелька превращает замарашку в принцессу. А может — в стремлении приподняться над нашей освещенной многовековой традицией и, чего греха таить, совсем не европейской, кастрюльно-пеленочной женской долей.
Красна девица
Пристрастие к краске для волос — еще одна наша, чисто наша особенность. В Европе многие женщины волосы вообще не красят. Даже когда уже пора закрашивать седину. Как-то я общалась с женщинами из стран Скандинавии, которые рассказали мне, что они — представительницы движения “Стареем естественно”, философия которого —мол, “мои года — мое богатство”. А раз так, то нечего прятать от мира ни один из этих годов.
Если же европейские женщины все же решают взяться за свой цвет волос, то они их чаще всего не красят, а тонируют, отдавая предпочтение оттеночным пенкам, шампуням и бальзамам. Разумеется, кроме приверженцев молодежных субкультур вроде панков, к примеру, которые красят свои головы в неимоверные цвета.
У нас “панкуют” почти все. В том плане, что наши соотечественницы, как и в целом восточные славянки, любят цвета яркие и далекие от всякой естественности. Наряду с традиционным для наших широт ярко-желтым блондом популярным выбором на протяжении многих лет остается красный — рыжий, медный, все оттенки красного дерева, а также совершенно радикальные тона вроде “Пламя”. Может, дело тут в генетической памяти: еще в старославянском языке прилагательное “красный” означало “красивый, привлекательный”.
ЖИВОТный мир
Мода на голый живот пришла в Европу из Америки, ее быстро подхватил весь мир, и так же быстро она сошла на нет. Повсюду, но только не в наших широтах. Несмотря на вековые традиции — у славян эта часть женского тела никогда не выставлялась напоказ — и на климат, делающий подобные латинские детали образа попросту опасными для здоровья. Хотя в странах с гораздо более мягким климатом голый живот со всеми сопутствующими атрибутами — пирсингом, нижним бельем на всеобщее обозрение и низко вырезанными юбками и джинсами —вернулся туда, где ему самое место: на пляжные вечеринки и в студии восточного танца.
Красота, конечно, требует жертв, причем наши женщины это знают, как никто другой, и на жертвы согласны. Но иногда эти жертвы приносятся впустую. И надоевшее ворчание старушек по поводу голого живота внучек, вообще-то не лишено здравого смысла. Все-таки нам еще рожать!
Кот в мешке
Обязательный пакет в руке, привычный атрибут советской женщины, достался по наследству и женщине постсоветской. Стильная сумочка, в которую едва можно втиснуть мобильный телефон, кошелек и ключи. А все остальное — косметичку размером с небольшой чемодан, документы для работы или книги для учебы, продукты из магазина, в который забежала в обеденный перерыв или по пути домой, и множество еще необходимых вещей — в пакет. Примета нового времени —  еще и сумка с ноутбуком.
Нынче в моде большие дамские сумки. Но это не меняет дела: полиэтиленовый пакет (иногда наши женщины называют его “мешок”) своих позиций не сдает. Девушки, правда, предпочитают хорошенькие красочные пакетики с логотипами престижных дизайнеров. Но все равно без пакета мы не обходимся.  
К слову, набитый полиэтиленовый пакет (в сочетании с малюсенькой сумочкой на плече) — еще один наш “секретный пароль” в любой стране мира. Тем более, что иногда на этом пакете — за тридевять земель от дома! — даже написано что-нибудь до боли родное: “Керамин” или “Гомельстекло”.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter