Особая примета

Суеверны ли оперативные работники?
Суеверны ли оперативные работники?

Чутье, наитие, интуиция — какое слово ни подбери, смысл один: неподдающееся логическому объяснению знание, что и как произойдет. К примеру, некоторые следователи умеют раскрывать преступления, пользуясь... народными приметами.

Черного кота, перебежавшего дорогу, принято считать недобрым предзнаменованием: мол, несчастье принесет. Чтобы отвести от себя беду, люди коварно пропускают вперед другого пешехода либо же меняют маршрут — уж лучше сделать крюк, чем угодить в неприятную ситуацию. Однако старший оперуполномоченный уголовного розыска ГУВД Мингорисполкома Сергей Пилипенко, напротив, считает встречу с «усатым–полосатым» счастливой: по удивительной традиции, увидев кошку, он к вечеру раскрывает убийство. Правда, кошка должна быть белой...

— Эту закономерность я подметил несколько лет назад: сначала, признаться, не придал совпадению значения, затем изумился, а после стал принимать как данность, — пожимает плечами Пилипенко. — За эти годы примета подтверждалась раз шесть, не меньше, в нее даже мое непосредственное начальство поверило!

После разговора с Сергеем Пилипенко я принялась обзванивать знакомых сотрудников милиции: интересовалась, кто еще в своей работе руководствуется суевериями.

— Вот бы нам перенять его методику! — то ли шутит, то ли всерьез говорит начальник угрозыска Ленинского РУВД Минска Виктор Хорошавин. — Хотя лично мне представить это сложно: слишком ненадежная теория...

Впрочем, одна на всех следователей и оперативников примета все же существует: нельзя докладывать начальству о точном времени и месте спецоперации, которая готовится. Иначе сорвется.

Заместитель прокурора Заводского района Минска Андрей Жегалик, услышав мой вопрос, поначалу был категоричен: «Работа у наших сотрудников серьезная, им не до суеверий». А затем стал буквально сыпать народными мудростями в разговоре: «Если б знал, где упадешь, соломки бы подстелил», «Кому на роду написано утонуть, тот не повесится», «От судьбы не уйдешь»...

— Вот уж в какую примету точно не верю, так это в несчастливую пятницу, 13–го, — твердо сказал Жегалик. — Не раз в такой день мои коллеги получали внеочередные звания и новые должности — разве ж это не хорошие новости?

Похожим образом — с точностью до наоборот — работают народные приметы в отношении оперуполномоченного Молодечненского РОВД Владимира Каптюга. Стоит только начальству его похвалить (вроде как бы сглазить), как старший лейтенант появляется на пороге кабинета с докладом: раскрыт очередной грабеж. Более того, Каптюг, по словам коллег, обладает специфическим даром предвидения: идя по улице, может нутром почувствовать, что тот или иной человек не в ладах с законом. Тогда Владимир просит предъявить документы, затем в райотделе «пробивает» подозрительного типа по базе данных и тут же спешит к месту случайной встречи — человек оказывается в розыске за вымогательство или грабеж.

— В нашем отделе по раскрытию краж автотранспорта ГУВД Мингорисполкома бытует только одно суеверие, — добавляет его начальник Андрей Микулич. — Если соберемся в пятницу вечером обсудить свои мужские дела — обязательно придется прервать разговоры и ехать на происшествие.

— Перед тем как отправить уголовное дело в суд, принято изо всей силы стукнуть по его обложке: если она к руке не прилипнет и папка не откроется, значит, из зала судебных заседаний не вернется, — рассказывает начальник управления по расследованию преступлений в сфере организованной преступности и коррупции МВД Дмитрий Данильчик. — Еще одно тщательно соблюдаемое правило–суеверие: ни в коем случае не сшивать страницы дела белыми нитками, иначе проиграем разбирательство.

Также ни один следователь, придя в следственный изолятор, ни в коем случае не сядет в комнате для допросов на стул, предназначенный для обвиняемого, иначе рискует в скором времени сам оказаться на его незавидном месте...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter