Государственная экологическая экспертиза, ОВОС и общественное обсуждение – надежные инструменты сохранения благоприятной окружающей среды

Ошибок быть не должно

Чистый воздух и вода. Зеленые сады и скверы вместо переполненных свалок. Проблема благоприятной окружающей среды с каждым годом актуальнее.

Государственная экологическая экспертиза, ОВОС и общественное обсуждение служат гарантами сохранения в стране благоприятной окружающей среды.

С одной стороны, технический прогресс наряду с растущими запросами общества на повышение благосостояния ведет к открытию новых производств и созданию рабочих мест. С другой — даже крупные мегаполисы не должны задыхаться в смоге заводских труб. Уравновесить эти два, казалось бы, прямо противоположных интереса общества призвана государственная экологическая экспертиза, деятельность которой законодательно закреплена в нашей стране более четверти века назад.

Ни один завод, фабрика, автопарк или крупная городская застройка не могут появиться без заключения экологов. Цель экспертов — определить, соответствуют ли хозяйственные планы требованиям экологической безопасности государства. Права на ошибку в этом вопросе у них нет. Безопасность людей — прежде всего. Поэтому контроль за соблюдением природоохранного законодательства трехуровневый, акцентирует внимание на жестких правилах начальник управления Республиканского центра государственной экологической экспертизы и повышения квалификации Минприроды Юрий Луговцов:

— Все объекты, подлежащие государственной экологической экспертизе, проходят несколько стадий рассмотрения: от предынвестиционной, когда анализируется возможность размещения того или иного объекта на данной территории с учетом оценки его влияния на окружающую среду, до этапа введения в эксплуатацию. Если, например, выбросы в воздух превышают установленные пределы, то эксперты обязаны указать это в своем заключении, сделав вывод, имеет ли проект в таком исполнении право на жизнь. До 70% поступающих к нам документов на начальном этапе имели различные недочеты и шероховатости. В последнее время проектные организации более внимательно относятся к выполнению требований природоохранного законодательства. Недоработок меньше. А если они неустранимы, проект и вовсе отклоняется. Заказчику придется его переделать, используя новые технологические решения, современное оборудование, снижающее нагрузку на окружающую среду.

После выхода в 2016 году обновленного закона, регулирующего деятельность государственной экологической экспертизы, эта процедура стала платной, выросла численность экспертов и уровень их подготовки. Сегодня в штате республиканского центра 63 специалиста, вдвое больше, чем три года назад. По словам заместителя директора центра Евгения Рачевского, все эксперты — в прошлом работники системы Минприроды с большим опытом практической работы с природоохранными мероприятиями. У некоторых 3 высших образования. Таково требование времени. Часть производственных решений, реализуемых в последние годы, как, к примеру, проект Белорусской национальной биотехнологической корпорации (БНБК) в Пуховичском районе или Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» в Смолевичском, абсолютно нового уровня. Ответственность экспертов при подготовке подобных заключений высочайшая. На фоне сокращений проверок бизнеса механизму экологической экспертизы, говорят в Минприроды, отводится ведущая роль в предотвращении загрязнения окружающей среды и улучшении качества жизни и здоровья населения.

Сейчас центр выдает заключения государственной экологической экспертизы, технические требования на проектирование и заключения по вводу в эксплуатацию построенных объектов. За прошедшие 2 года рассмотрено более 8,5 тысячи проектов, выдано почти 23 тысячи заключений о вводе в эксплуатацию объектов строительства.

Недавно в Закон «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» были внесены изменения. С 27 июля они вступили в силу. Новшество — сокращение перечня объектов, обязательных для экспертизы, прокомментировал Евгений Рачевский:

— Из числа подлежащих экспертизе исключены социальные объекты: школы, детсады, инженерные и транспортные коммуникации, обеспечивающие реализацию товаров и оказание услуг, больницы, магазины. Промышленные объекты, проекты на возведение и реконструкцию производственной инфраструктуры в границах природных территорий, подлежащих специальной охране, по-прежнему должны проходить экологическую экспертизу. Как и схемы комплексной территориальной организации районов, генеральные планы, проекты детальных планировок и застроек, объекты, по которым требуется разработка ОВОС и проведение общественных обсуждений. В то же время мы предлагаем предоставить организациям право проходить государственную экологическую экспертизу независимо от того, подлежит ей объект или нет. Зачем это нужно? Заказчик сможет проверить проектировщика и предотвратить возможные негативные последствия. Ведь в случае нарушения экологических требований проект придется корректировать на стадии ввода, что гораздо сложнее и дороже. Бывает, например, что при прокладке инженерных сетей вырубаются зеленые насаждения. В таких случаях государственная экспертиза позволит избежать многих вопросов со стороны общественности.

Информирование — отдельная тема. Законом предусмотрено право общественности на доступ к информации о планируемых видах деятельности, способных оказать вредное воздействие на окружающую среду. Общественные слушания — практика не новая, но на местах они не всегда проводятся правильно, констатирует Евгений Рачевский. Центр проводит обучающие семинары, к участию в которых необходимо привлечь представителей местной власти из каждого района. Кроме того, работники центра планируют активизировать информационно-разъяснительную работу с населением, подключиться к международным проектам, направленным на совершенствование природоохранного законодательства.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ


Александр Корбут, заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды:

— Все экологические вопросы решаемы при условии добросовестного соблюдения предусмотренных законодательством требований и процедур. К сожалению, приходится констатировать низкий уровень правоприменения законодательных норм как со стороны инвестора, так и местных исполнительных органов власти. Создается впечатление, что иногда экологические аспекты недооцениваются на местах, упускается из вида тот факт, что общественность должна принять активное участие в обсуждении планируемой деятельности предприятий.

В ТЕМУ

Завод «АйПауэр» под Брестом может быть запущен лишь при условии выполнения требований по экологическим нормативам. В частности, предусмотрено, что он будет перерабатывать в год 13.156 тонн свинца, выбросы по свинцу составят 3 килограмма 050 граммов. «Если будут нарушения, не позволяющие выполнить это экологическое обязательство, то Минприроды не разрешит ввести завод в эксплуатацию. Если превышение по выбросам будет больше, завод опять должен пойти на общественное обсуждение, провести его и после этого заявиться на изменение проектной документации», — указал алгоритм действий заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Александр Корбут.

klystun@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter