Ошибка связи

Доходы сотовых компаний в ближайшие месяцы вырастут. Причиной тому станет невнимательность абонентов и банальная путаница, связанная с переходом на новые зональные коды

Специалисты утверждают, что доходы сотовых компаний в ближайшие несколько месяцев могут вырасти. И причиной тому станет отнюдь не маркетинговая  активность операторов или повышение тарифов за пользование услугами связи, а… невнимательность абонентов и банальная путаница, связанная с переходом на новые зональные коды. 

Проникновение на белорусском рынке сотовой связи в настоящий момент почти достигло 70 %. Динамика роста абонентской базы оказалась вполне ожидаемой, рынок незаметно  подошел к критической точке — номерные массивы операторов стали подходить к концу. Вопрос нехватки номеров  решили достаточно просто: по приказу Министерства связи и информатизации сотовые компании еще в апреле текущего года начали техническую подготовку к переходу на новые зональные коды. Планировалось, что уже накануне новогодних праздников пользователи сотовой связи, чтобы позвонить, например, в сеть компании МТС, перед основным номером вместо привычного сочетания 029 будут набирать 033. Для оператора Velcom код — 044. Компания ООО СП «БелСел» (торговая марка «Diallog») оставит за собой комбинацию 029, а абоненты третьего GSM-оператора — ЗАО «Белорусская сеть телекоммуникаций» («БеСТ») — используют код 025, который был у этой компании с момента выхода ее на рынок. Однако дата окончательного перехода всех абонентов на новые зональные коды несколько отодвинулась и до текущего момента окончательно не определена, а вопрос нехватки номеров остался актуальным. В итоге операторы, оставляя за собой старые номера в зоне 029, начали постепенно осваивать новые массивы. В начале сентября 2007 года компания МТС стала подключать новых абонентов, выдавая им SIM-карты с семизначными номерами телефонов, которые непривычно начинаются с шестерки. А ведь еще совсем недавно этой цифрой был известен совсем другой оператор – Velcom. Точно так же и компания «Мобильная цифровая связь» еще в июле ввела в действие новую номерную серию, начинающуюся с фирменной семерки «Мобильных ТелеСистем». 

Что на деле дает сотовым компаниям освоение нового зонального кодового пространства? Помимо расширения номерных массивов, уникальную возможность заработать на невнимательности абонентов. Ведь сумбура в головах пользователей сотовой связи избежать вряд ли удастся. При наборе номеров многие из них, скорее всего, не обратят внимания на три новые цифры кода, а вот шестерка или семерка, с которых начинаются основные номера, сыграют роль маячка. И думая, что совершают звонок внутри своей сети, абоненты будут звонить в сети других сотовых компаний. Понятно, что итоговые счета за услуги сотовой связи могут их неприятно поразить, но порадовать крупные сотовые компании. Ведь при абонентской базе около 3 миллионов на каждого участника-лидера (у Velcom — 2,9 млн., у МТС — 3,7 млн.) даже единичные ошибки могут серьезно пополнить бюджеты компаний. Может быть, именно поэтому в прессе, пестрящей рекламными объявлениями о новых услугах и акциях сотовых операторов, практически нет упоминаний о переходе на новые коды? 

Впрочем, сами операторы не согласны с тем, что ошибки абонентов станут массовым явлением. В качестве примера они приводят опыт перехода белорусских АТС к изменению нумерации коротких кодов при наборе телефонов экстренных служб. Реформирование тогда было налажено на протяжении нескольких месяцев, и комплексная работа, проведенная Минсвязи, оператором фиксированной связи «Белтелеком» и СМИ, устранила возможность совершения массовых ошибочных звонков. Хотя, как отмечают в «Белтелекоме», они по-прежнему случаются: белорусов трудно приучить набирать комбинацию 101 вместо привычной с детства 01. И это после широкого информационного освещения реформы нумерации. Что же получится при молчании сотовиков? 

«Как показала практика, наибольшее число ошибочных запросов случается в течение первых 2—3 недель после изменений. При введении новых зональных номеров мы провели дополнительное информирование населения, — говорит исполняющий обязанности  замгендиректора по маркетингу СООО «Мобильные ТелеСистемы» Вадим Татьяненко. — При подключении новых абонентов мы даем им подробную информацию о том, что при наборе номеров их мобильных телефонов надо набирать новый код, и уже они должны сообщить это своим будущим собеседникам. Как показала практика, основная доля звонков исходит от вновь подключившихся абонентов. Так что проблема не так остра, как это кажется на первый взгляд, хотя не исключаю, что вопросы все-таки будут возникать». 

Переход на новые коды может стать проблемным из-за тарифной политики операторов сотовой связи. Беларусь не единственная страна мира, где тарифы на внутрисетевые звонки выгодно отличаются от межсетевых, но одна из немногих, где эта «дельта» столь значительна. В среднем запросы в другие сети оказываются в 5— 6 раз дороже «местных». 

Принцип «звони в своей сети и экономь» стал для белорусских сотовых компаний весьма эффективным рекламным слоганом. Но в связи с дорогими тарифами на межсетевые звонки в Беларуси, перед абонентами стоит вопрос необходимости иметь несколько SIM-карточек разных операторов, оплачивать несколько абонентских плат и просто носить с собой несколько телефонов. Кто-то даже удачно пошутил, что во всем мире два мобильных телефона у одного абонента считается символом достатка и лишь в нашей стране — признаком экономии. 

К большому сожалению абонентов, в нашей стране вопросы тарификации мобильной связи находятся в сфере влияния самих операторов сотовой связи, и многочисленные инициативы по снижению расценок на межсетевые звонки, исходившие от Министерства связи и информатизации и других заинтересованных организаций, не нашли поддержки у GSM-операторов. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter