Когда труд становится наркотиком

Одна, но пламенная страсть

Усидчивость, исполнительность, преданность своему делу — сегодня эти качества как никогда ценятся начальством, но напрямую или косвенно связаны с распадами семей и серьезными проблемами со здоровьем у особо ретивых трудоголиков. Несмотря на то что о проблеме трудоголизма мы до сих пор говорим скупо и с многочисленными оговорками, продолжая поощрять эту социальную зависимость, исследования показывают: гипертрофированная работоспособность часто приводит к профессиональному выгоранию, депрессии, импотенции, суициду и ранней смертности от инфарктов и инсультов.

tpm.com

Валерию Косторко (по этическим соображениям имя и фамилия изменены) всего 46 лет, но у него уже есть группа инвалидности из-за проблем с сердцем: мужчина пережил нервный срыв и два инфаркта подряд. Год назад в компании, где он тогда работал, освободилось место заместителя директора по коммерческим вопросам. Валерия назначили исполняющим обязанности и объявили, что «будут серьезно присматриваться» к его кандидатуре.

— Понятно, что после такого предупреждения я работал в буквальном смысле на износ — ни выходных, ни праздников, по 12—14 часов в офисе, — рассказывает Валерий. — У нас и раньше поощрялось, если задерживаешься на работе допоздна, если на неделю раньше возвращаешься из отпуска. Или приходишь в свой кабинет в субботу или в воскресенье, чтобы составить планы, доделать отчеты. Но это касалось, скажем так, менеджеров среднего звена. У руководителей график еще более жесткий. К примеру, наш директор не был в отпуске уже пять лет, фирма каждый год выплачивает ему компенсацию. Вот и я подумал: нужно соответствовать. Но поскольку я и раньше в течение семи лет работал в авральном режиме, при переходе на новую должность организма хватило только на полгода. Хроническая усталость, раздражительность, проблемы со сном. Тяжелый развод — жена устала быть «соломенной вдовой» при живом, но постоянно отсутствующем муже, поэтому забрала детей и ушла жить к мужчине, с которым крутила роман уже несколько лет. Я тогда ничего не замечал вокруг: уходил из дома в 8 утра, приходил ближе к полуночи. После заседания суда, на котором мы с ней оба наговорили друг другу лишнего, я приехал в офис, сел за компьютер и, как уже потом рассказывали коллеги, через пять минут просто сполз под стол… Сейчас, конечно, ни о какой работе и речи не идет — прийти бы немного в себя. Фирме я, естественно, уже не интересен — какой ей теперь от меня толк? По инвалидности занимать должность, на которую метил, уже не смогу. Контракт расторгли.

В интернете полно историй о буднях трудоголиков. Порой откровенно смешных, порой по-настоящему драматичных. Вот только некоторые из них:

«Моя старшая сестра — трудоголик, чуть ли не ночующий в своей конторе. Сидит, жалуется: «У меня на работе бывает только два состояния: «Господи, меня уволят!» и «Блин, когда меня наконец-то уволят?!.»

«Муж постоянно жалуется на козла-босса, кроет матом свою работу, ноет из-за загруженности, но выключить компьютер не в состоянии даже в отпуске. Признается, что его странным образом «от этого прет». В принципе, если уж по-честному, то только от работы его и прет. Уже как минимум два года. Если утром по какой-то причине не может связаться с коллегами по вайберу, начинает сходить с ума. Может в 2 часа ночи звонить подчиненному, чтобы обсудить какую-то проблему. Нет, серьезно, я сама слышала, как он говорит в трубку: «Слушай, Димыч, я сейчас тут пораскинул мозгами, пока спал…»

«Работаю с китайцами. Всегда удивлялся их трудоголизму. Созваниваюсь недавно с китаянкой — в течение дня позвонил ей раз 5 — обсуждаем сделку, у нее прилично шумно. Языковой барьер плюс шум — обсуждать важные вопросы было дискомфортно. Я спросил, почему так шумно. Она ответила, что находится на свадьбе. Китайские свадьбы — это 500—1000 человек. Попросил перейти в более тихое место. Она сказала, что не может. На вопрос почему, ответила, что она невеста».

«Я работаю в отделе снабжения, обеспечиваю строящиеся объекты материалами. Была у меня поставщица в положении. Поскольку значилась она генеральным директором своей небольшой организации, а мы — государственным гигантом в сфере строительства, она, естественно, не могла пустить все на самотек. Как-то звоню ей утром и задаю вопрос: «Как дела?» На что она мне отвечает: «Нормально, вот рожаю, но я помню про твою заявку, позже отвечу». А вы говорите — китайцы трудолюбивые…» — пишет сайт adme.ru.

«Мой близкий родственник в 70 лет продолжал занимать руководящую должность в одном из вузов. Отличный специалист, уже пару раз хотел уйти на пенсию, пожить для себя, посмотреть, как внуки растут. Но ректор его чуть ли не на коленях уговаривал остаться, подписал с ним контракт на пять лет (а с молодыми сотрудниками — максимум на два года). Семья обижалась: ну когда уже ты нам время уделишь, ведь и в деньгах особой нужды нет. Он все обещал, обещал, но продолжал работать. После последнего подписания контракта торжественно поклялся: этот срок «отмотаю» — и полностью ваш. Здоровый мужик, ни на что не жаловался. Так и умер на своем рабочем месте от инсульта. Пожил для себя, называется…» — рассказывает Павел из Минска на своей страничке в соцсетях.

Рисунок Олега Попова

Как понять, когда любовь к своей работе становится злокачественной и, словно опухоль, разъедает все вокруг?

— Термин «трудоголизм» в 1970-е ввел американский психолог и религиозный проповедник Уэйн Эдвард Оутс, который соединил слово «труд» и «алкоголизм», чтобы показать сходство между двумя зависимостями, — объясняет заведующая психологическим отделением УЗ «Городской клинический психиатрический диспансер г. Минска», психолог Татьяна Ушакевич. — Как болезнь трудоголизм был впервые описан психоаналитиком Шандором Ференци в 1919 году. Специалист отмечал изменение поведения у своих пациентов в выходные дни, когда они становились раздражительными, мрачными и злобными, и улучшение состояния в понедельник, когда они выходили на работу.

Разумеется, далеко не каждый сотрудник, регулярно задерживающийся на работе, становится «маньяком труда». Между трудолюбием и трудоголизмом есть большая разница: трудолюбивому сотруднику важен результат своей деятельности. А трудоголик втянут в сам процесс. Для него работа — смысл жизни. Трудоголизм неслучайно сравнивают с алкоголизмом: и то, и другое — зависимости. Человек ведь далеко не всегда страдает болезненным пристрастием к химическим веществам, есть и другого рода аддикции — компьютерные игры, шопинг, диеты. И работа. Тем не менее нужно понимать: чаще всего человек «пашет», как раб на галерах, не потому, что буквально влюблен в свою профессию, а потому, что таким образом он увиливает от личных проблем, семейных конфликтов. Офис или другое место, связанное с работой, становится для него убежищем от «недружелюбного мира». Это своего рода карт-бланш для игнорирования любых сигналов извне: ведь человека, загруженного работой, никто не будет отвлекать «по пустякам». А «пустяками» для трудоголика могут быть и супруг, и дети, и родители. В то же время считать трудоголиков ценными работниками глупо, ведь количество времени, которое они проводят в офисе, никак не сказывается на росте производительности труда.

Чтобы справиться с пагубной зависимостью, Татьяна Ушакевич рекомендует научиться четко планировать свой день. Причем в графике должно обязательно оставаться время для общения с родными и близкими, для хобби или просто для просмотра телевизора или чтения книги перед сном. Возьмите за правило хотя бы 2—3 выходных дня в месяц посвящать отдыху на природе или другому приятному для ваших близких времяпрепровождению. Получайте удовольствие от безделья: иногда посвящать ничегонеделанию несколько часов, а то и половину дня — абсолютно нормально и даже здорово. Проведите переоценку своих ценностей: для чего вам нужна работа? Вы живете для того, чтобы работать, или работаете для того, чтобы получать удовольствие от жизни за пределами вашего офиса?
Зависимость трудоголиков искажает восприятие окружающего мира и отношения с окружающими. Они начинают признавать только свои интересы, становятся более черствыми и эгоистичными. Под маской «дисциплинированного и усидчивого сотрудника» скрывается ворох психологических проблем: детские комплексы и страхи, боязнь разочарования в любви. Такие работники, как правило, наплевательски относятся к своему здоровью. У них нет времени ходить по врачам — горит доклад (отчет, на носу проверка, совещание, годовой план и т. д.). На прямые вопросы, почему они отказываются отдохнуть и пообщаться с семьей, у трудоголиков всегда однотипные ответы: производственная необходимость, потребность заработка, специфика бизнеса. Жены трудоголиков, как правило, одиноки, дети — сироты при живых отцах. Но «ответственным работникам» некогда обращать на это внимание
В ТЕМУ

• Первое место среди стран, где больше всего трудоголиков, по праву занимает Япония: здесь даже есть термин «кароси», означающий смерть от переработки. Несколько лет назад японское правительство, чтобы нивелировать последствия чрезмерной увлеченности жителей этой страны работой, даже объявило программу «Премиум пятница». Она позволяет сотрудникам покидать рабочее место каждую последнюю пятницу месяца в 3 часа дня.

• 29 апреля 2008 года одна из японских компаний была обязана выплатить 200 миллионов йен (около 2 миллионов долларов) сотруднику, находившемуся в коме из-за переутомления на службе. «Тойота» — одна из наиболее известных своими переработками компаний — ввела предел переработки в размере 360 часов в год. Кроме того, в некоторых офисах работает специальная рассылка, которая каждый час после 19 часов напоминает о том, что пора домой.

• Nissan Motor предлагает своим офисным сотрудникам возможность удаленной работы, чтобы они могли заодно позаботиться о своих детях и престарелых родителях. Многие компании вводят дни без переработок, когда все сотрудники обязаны покинуть офис в 17:30.

• Решением проблемы трудоголизма занимаются в Великобритании, Пакистане, США, Австралии. В Германии только по официальным данным проведенного исследования насчитывается более 200 тысяч трудоголиков, в Швейцарии — около 115 тысяч. В среднем по Европе 51% сотрудников не используют целиком свой отпуск, продолжая работать на отдыхе.

• А вот любопытные данные об отсутствии взаимосвязи между трудоголизмом и эффективностью производственного процесса. Россияне в год работают больше, чем немцы, американцы и даже японцы. Больше, чем в России, в год рабочих часов в Европе только у жителей Греции. Такую статистику приводит Организация экономического сотрудничества и развития. При этом производительность труда в России самая низкая, пишет tvrain.ru.
connygraf.com

ПОЧИТАЙТЕ И ЗАДУМАЙТЕСЬ: ВОЗМОЖНО, ВЫ ТОЖЕ ТРУДОГОЛИК

• После напряженного трудового дня вам почти невозможно переключиться на другую деятельность.

• Беспокойство о рабочих делах мешает вам во время отдыха.

• Вы искренне считаете, что удовлетворение можно получить только от работы.

• Если вы не работаете, то чувствуете неудовлетворенность и раздражение.

• Близкие жалуются на то, что в быту вы стали мрачным, неуступчивым, ранимым. В то время как коллеги считают вас открытым, веселым человеком, с которым комфортно работать и общаться.

• Завершая какое-либо дело, вы испытываете разочарование из-за того, что скоро «все это закончится». И сразу начинаете думать о следующем задании и о новом рабочем дне.

• Вы панически избегаете состояния ничегонеделания.

• Журналы, фильмы и развлекательные программы вызывают у вас раздражение.

• Рассказы приятелей о любовных похождениях кажутся вам скучными и пустыми.

• Неудача на работе воспринимается вами как личная катастрофа.

• С течением времени вы осознаете, что у вас снизилась концентрация внимания, появились проблемы с ЖКТ и сердечно-сосудистой системой.

konopelko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter