Одиннадцать лет мучений

Очень большая перемена

Сегодня утром я провожу свою дочь первый раз в первый класс. Заботливо поправлю белые банты, украдкой вытру слезы под трели школьного звонка. А после за руку отведу в новую жизнь — в класс, где она будет выводить прописные буквы, складывать и вычитать при помощи счетных палочек и одновременно с этим становиться совершенно другим человеком.

«Дорогие родители, мы очень рады приветствовать вас в нашей школе! Поздравляем вас с началом 11-летнего периода мучений… А может быть, и радости», — с такой фразы завуч столичной средней школы, куда ходит моя дочь, начала родительское собрание за несколько дней до торжественной линейки. Для бывалых родителей, у кого не один ребенок, наверное, не прозвучало ничего страшного. А я, знаете ли, слегка напряглась. Все-таки мой первый звонок прозвучал более четверти века назад. И мне почему-то думается, что школа «тогда» и школа «сейчас» — это, как говорят, две большие разницы. К тому же настолько горячих споров и обсуждений о необходимости преобразований в сфере школьного образования, как в этом году, не было уже давно. Мы проучились все одиннадцать лет по одной системе оценок, с минимальным количеством репетиторов в последнем классе практически все поступили в лучшие вузы страны. Ну а самое главное, моя школа не только дала мне отличные знания, но и не убила жажду к творчеству.

Коллега пугает: «Мне учительница после первого класса сказала прямо: сыну нужно заниматься с репетитором по математике. И что ты думаешь, пришлось заниматься два раза в неделю. Удовольствие, кстати, не из дешевых». Хватаюсь за голову. Репетитор по математике у меня был только в 10-м… Или вот еще одна страшилка: над домашними заданиями с детьми минимум по 2—3 часа сидят абсолютно все родители, которых я знаю. На мой недоуменный вопрос: «Зачем вы так делаете?» — смотрят снисходительно. Мол, не говори глупостей: сама скоро к нам примкнешь. 

Сегодня мои знакомые в России и Украине все чаще заводят речь об обучении на дому. Те, у кого есть в семье школьники, говорят, что существующая система не только не закрепляет в голове знания, но и убивает тягу к ним, а также на корню давит все творческие порывы индивидуальности. Некоторые уже после первого класса переводят детей на домашний режим обучения. Для белорусских мам такие веяния пока не стали тенденцией. Хотя подобные мысли на форумах порой и озвучиваются. 

Прозвучавшее на родительском собрании страшное слово «мучение», как мне показалось, больше относилось не к нашим конкретным детям. Педагогам действительно есть от чего нервничать: какая система оценок предпочтительнее, что происходит с учебниками и программами, нужны ли нам гимназии и как собрать всех детей на шестой день в школе — насущных вопросов, требующих решений, меньше не становится. Наверное, поэтому наставнические фобии, пусть и скрываемые за доброжелательными улыбками, все же подсознательно передаются и родителям. 

Помните, как-то все бурно обсуждали требования к заполнению тетради: каким должен быть отступ первой и последующих строчек? Вещь наверняка важная, не спорю: все-таки единый порядок должен быть. Но вот куда главнее всех этих рассуждений — и касательно времени начала первого урока, и 5- или 10-балльной системы, и много чего другого — разгрузить учителей от бесконечной бумажной волокиты и вечных планов и отчетов для вышестоящего начальства, а школу оставить местом, где дают знания, которые задерживаются в голове. Не пичкать бездумно сложной и трудноперевариваемой информацией школьников, гонясь за объемом пройденного материала, а оставлять время на повторение и закрепление. 

Тогда, быть может, дети перестанут читать романы великих классиков в 30-страничном сокращенном варианте, запомнят на всю жизнь простые правила типа «уж замуж невтерпеж пишется без мягкого знака» и «одеть Надежду, надеть одежду». И, возможно, слово «мучение» никогда не прозвучит в школьных стенах, а само заведение будет местом новых открытий для учителей, детей и родителей. 

konoga@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter