Фейсбук обвиняют в сливе данных пользователей, которые были использованы для предвыборной кампании Трампа

Обвиняется Фейсбук

Основателю Фейсбука Марку Цукербергу придется объясниться перед Европарламентом и комитетом британского парламента. А на родине миллиардера расследование в отношении его компании проводит Федеральная комиссия США по торговле. Фейсбук обвиняют в сливе данных пользователей британской консалтинговой фирме Cambridge Analytica. Она с помощью соцсети собрала информацию о 50 миллионах американцев, чтобы использовать ее для предвыборной кампании Дональда Трампа. В основном эти данные были нужны, чтобы таргетированно, то есть целенаправленно, показывать политическую рекламу. И в этом нет ничего противозаконного. Проблема в том, что пользователи ничего не знали о том, кто и зачем их изучает. В этом уже глобальном скандале главный контекст все–таки политический. Только он гораздо шире, чем влияние на выборы президента США. Здесь, как ни странно, конфликт поколений — консервативный политический истеблишмент не понимает, что делать с такими, как Фейсбук и Cambridge Analytica, которые «управляют» миллионами людей.


Сначала короткая предыстория. Компания Cambridge Analytica в 2014 году разработала систему психологического анализа пользователей. Ее автор Кристофер Уайли и рассказал все американским и британским журналистам. Уайли считал, что между политическими взглядами и особенностями личности, характером есть прямая взаимосвязь. И для того чтобы действительно повлиять на человека, нужно изучить его психологический портрет. Собрать нужные данные помог Александр Коган — профессор психологии Кембриджского университета. Он разработал приложение для Фейсбука, которое определяло тип личности. Чтобы пройти этот тест, пользователи платили деньги и соглашались на обработку не только своих профилей, но и друзей. Фейсбуку Коган говорил, что вся информация собирается для академических целей. На самом деле это первоначально был заказ от Cambridge Analytica.

Еще один человек из Cambridge Analytica, о котором нельзя не упомянуть, — это Стивен Бэннон. Он вице–президент компании и бывший советник американского президента. Cambridge Analytica была создана донорами предвыборного штаба Трампа в 2013 году. Именно Бэннон поверил в идею молодого Уайли, стал куратором этого проекта. Вместе они создавали «психологическое оружие Стивена Бэннона». Экс–советник Трампа считает, что влиять на умы людей нужно не через убеждение, а посредством информационного доминирования.

Почему же Фейсбук страдает больше, чем британские политтехнологи? Соцсеть Цукерберга — самая большая страна в мире, где более 2 миллиардов людей. Это огромный ресурс, при этом еще и глобальный. Проблема, конечно, не в том, что Фейсбук собирает наши данные (это и так всем известно), а в их использовании, особенно в политике. После так называемых «арабских революций» через соцсети политтехнологи увидели, что старые формы убеждения, агитации не работают. А после неожиданной победы Трампа стало совсем очевидно, что в информационном поле доминируют не традиционные СМИ (большинство из которых жестко критиковали Трампа), а соцсети. С тех пор на Фейсбук начинали давить со всех сторон, облагать штрафами и пытаться всячески контролировать.

Сейчас акции Фейсбука падают в цене, компания уже лишилась нескольких миллиардов. И этот экономический урок явно заставит команду Цукерберга быть осторожнее с политическим контентом на страницах соцсети...

zdan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter