Общение на доверительной основе

Сергей Сидько пообщался с жителями Копыльского района

Для председателя Правления Белкоопсоюза Сергея Сидько проведение приема граждан и «прямых линий» непосредственно в кооперативных организациях — это еще и прекрасная возможность получения достоверной объективной информации о складывающейся ситуации на местах

Очередное неформальное общение с населением на доверительной основе у руководителя кооперативного ведомства республики состоялось в Копыльском районе. Здешнее районное потребительское общество в последнее время столкнулось с рядом серьезных проблем, и резонно было предположить, что могут быть предъявлены какие-либо претензии к работе кооператоров. Тем более было приятно услышать искренние слова благодарности в их адрес, да и от посещения ряда торговых объектов в райцентре у Сергея Сидько осталось самое благоприятное впечатление. Это вселяет уверенность, что при всей сложности переживаемого момента работники потребительской кооперации смогут обеспечить достойное обслуживание как горожан, так и сельчан.

Среди поступивших на «прямую линию» телефонных звонков особого внимания, на мой взгляд, заслуживают обращения жителей так называемых неперспективных деревень — Вороновщина и Калиново. Сейчас в них постоянно проживают соответственно восемнадцать и восемь человек. Понятно, что содержать там стационарные магазины экономически нецелесообразно, но благодаря кооператорам сельчане имеют возможность максимально удовлетворять свои покупательские запросы. Регулярно, два раза в неделю, в соответствии с утвержденным графиком туда приезжает автомагазин, ассортимент товаров в котором примерно такой же, как в обычном продмаге, разве что в меньших объемах. Да и по товаром непродовольственной группы вопросов не возникает: они оперативно доставляются по предварительным заявкам.

Обо всем этом сельчане и телефонировали Сергею Дмитриевичу Сидько во время «прямой линии». Однако, как известно, лучше один раз увидеть, чем сто — услышать. Поэтому и решили, не откладывая надолго, наведаться на Копыльщину, чтобы, как говорится, воочию убедиться, что все сказанное соответствует действительности. В курс дела вводил первый заместитель председателя правления райпо Александр Тонко. По его словам, специфика Копыльского районного потребительского общества в том, что более 120 населенных пунктов, или почти половина всех, расположенных на территории района, обслуживаются автомагазинами. Между тем в них проживает около 3,2 тысячи человек, и надо отдать должное работникам потребкооперации, которые в любое время года, в непогодь и зимнюю стужу, нередко по бездорожью, доставляют сельчанам необходимые товары. По сути, в данном случае имеет место так называемая социальная миссия потребкооперации, поскольку на получение каких-либо сверхдоходов рассчитывать не приходится. С другой стороны, подчеркнул Александр Тонко, работа всех шести имеющихся в распоряжении райпо автомагазинов рентабельная. С начала нынешнего года среднемесячный товарооборот каждого из них составил 32,8 миллиона рублей, а в мае — вообще свыше 49 миллионов. В минувшем году, для сравнения, этот показатель сложился на уровне 30,7 миллиона рублей. Да и в целом по райпо, по предварительным данным, в последнем весеннем месяце ожидается темп роста розничного товарооборота не менее 115 процентов. Мой собеседник специально акцентировал на этом внимание, поскольку именно товарооборот стал для райпо в минувшем году своего рода ахиллесовой пятой, несмотря на прилагаемые усилия так и не удалось тогда выйти на установленные параметры развития. Судя по нынешней положительной динамике, здесь наметились конкретные подвижки, что вселяет определенный оптимизм.      

Важно, естественно, закрепить успех, и, думается, весомый вклад в общее дело внесут также автомагазины. Расстояние от райцентра до самых отдаленных населенных пунктов, которые они обслуживают, составляет порядка полсотни километров. А в таких деревеньках, как Аткуловичи, Колосовщина, Новосады и ряде других проживают от трех до шести человек. И все-таки в райпо уверены, что при грамотной постановке дела даже в таких условиях можно рассчитывать на неплохие результаты в работе автомагазинов. Тем более что в обозримом будущем количество обслуживаемых ими населенных пунктов, скорее всего, возрастет. Ведь в настоящее время на балансе райпо числится шестнадцать стационарных магазинов, среднемесячный товарооборот в которых едва достигает 10 миллионов рублей. При таких объемах торговой деятельности приходится даже доплачивать продавцам в них до минимального размера заработной платы, не говоря уже о какой-либо экономической эффективности. Выход видится в обслуживании таких деревень автомагазинами, количество которых намерены увеличивать. Во всяком случае председатель Правления Белкоопсоюза Сергей Сидько пообещал копылянам помочь в приобретении еще одного современного магазина на колесах. Кроме того, в райпо не возражают и против предоставления местным коммерсантам конкретного маршрута, которые, естественно, должны будут тогда нести и ответственность за своевременное и качественное торговое обслуживание населения.

Должен заметить, парк автомагазинов в райпо в целом неплохой, а их техническое состояние удовлетворительное. Ведь возраст магазинов на колесах — не более пяти лет. Последний из них на базе шасси МАЗ был приобретен в декабре минувшего года. Экипаж в составе водителя Владимира Дубовика и продавца Светланы Чадович обслуживает двадцать одну деревню, где проживают 760 человек. В их числе Вороновщина и Калиново, жители которых во время проведения «прямой линии» председателем Правления Белкоопсоюза Сергеем Сидько благодарили кооператоров за чуткое и внимательное отношение к их нуждам и запросам. Остались они при своем мнении и после нашего визита в Вороновщину. Возле автомагазина, который прибыл туда строго по расписанию в соответствии с утвержденным графиком, собралось практически все население деревни. Люди, а это в основном пенсионеры, не скрывали своего удовлетворения и ассортиментом предлагаемых товаров, и уровнем торгового обслуживания. Староста деревни Нина Степановна Полонская, бывший тракторист с тридцатитрехлетним стажем Валентин Александович Горощеня, их односельчанин Геннадий Евгеньевич Романовский говорили о том, что с нетерпением ждут автомагазина, каждый приезд которого становится своеобразным праздником местного значения, нарушает спокойную, размеренную жизнь деревни. Ведь даже в лучшие времена, да и то недолго, здесь когда-то была лишь лавка на дому, а вообще-то, за покупками приходилось добираться, как правило, пешком, за несколько километров в магазин в соседнюю деревню Рачкевичи. Поэтому появление здесь современного, оснащенного прекрасным торговым и холодильным оборудованием, автомагазина было воспринято очень даже положительно. От имени всех жителей деревни Нина Полонская еще раз искренне поблагодарила кооператоров, но особенно были щедры сельчане на похвалы в адрес продавца Светланы Чадович: и чуткая, и внимательная, и никогда не обсчитает, и не обвесит, и «на вексель» в случае необходимости товар отпустит… Впрочем, в этом нет ничего удивительного. В потребкооперации Светлана Владимировна трудится с 1989 года. До этого была продавцом в стационарном магазине, а когда предложили автомагазин, долго не раздумывала. Призналась, что чувствует себя здесь более востребованной, и хотя приходится постоянно быть в пути, это даже скорее положительный момент, поскольку общение с сельчанами в различных деревнях обогащает новыми впечатлениями. Поэтому и старается оперативно реагировать на их запросы, максимально удовлетворить покупательский спрос. Судя по отзывам тех же жителей деревни Вороновщина, это ей удается в полной мере.

Впрочем, разговор с сельчанами вышел далеко за рамки работы только автомагазина. Был затронут самый широкий круг социальных вопросов. Мои собеседники, например, просили обязательно отметить руководство Копыльского дорожно-ремонтного управления, которое проявляет заботу о содержании в хорошем состоянии деревенских улиц. В результате даже в распутицу автомагазин без проблем сюда может добраться. А вот отсутствие аптеки вызвало большие нарекания. Чтобы приобрести необходимые лекарства, нужно добираться в участковую больницу в агрогородке Тимковичи, до которого неблизкое расстояние и старикам непросто его преодолеть. Не всегда находят сельские жители взаимопонимание и в местном сельхозпредприятии. Почему-то там решили, что наиболее удобный вариант доставки органики на поля — деревенская улица — со всеми вытекающими отсюда не совсем приятными запахами.

Хочется верить, что эти и другие пожелания сельчан будут услышаны. Ведь запросы у этих людей, согласитесь, весьма скромные. Тем более приятно, что мои собеседники были единодушны в высокой оценке работы в целом местной потребкооперации и отдельно автомагазина, к которому, образно говоря, уж точно не зарастет народная тропа. В свою очередь это будет способствовать наращиванию объемов торговой деятельности. По расчетам продавца Светланы Чадович, по итогам мая при задании 42 миллиона рублей вполне реально выйти на показатель в 45 миллионов, а с наступлением летнего сезона результаты могут быть еще выше.

На снимке: приезд автомагазина — всегда праздник для жителей Вороновщины.

Фото: Валерий ХАРЧЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter