В цифровизации Беларуси есть чему поучиться и чему поучить других

Обработать поле, не выходя из дома

КАКОЙ сегодня год? Не спешите вызвать автору санитаров — ответ не настолько очевиден, как может показаться. Например, иудеи недавно отпраздновали наступление 
5780-го, у буддистов на дворе 2562-й, а по календарю чучхе в КНДР всего лишь 108-й. Летоисчисление зависит от религиозных традиций и политических прихотей. Временные отличия есть и в уровне развития государств: лидеров и отстающих разделяют годы или даже десятилетия. Особенно это заметно в переходе к цифровой экономике и информационному обществу. Цифровизация напоминает гонку, в которой бегуны стартуют с разных позиций. Мы давно сняли с фасадов лозунги «Догоним и перегоним Америку», но все же сверяем время и хотим жить в одном «часовом поясе» с передовыми странами. В цифровизации Беларуси есть чему поучиться и чему поучить других.

БОЛЬШОЕ часто скрывается за малым. Взять хотя бы местечковую, на первый взгляд, новость о том, что в южнокорейскую деревню Тэсон провели интернет пятого поколения. Теперь сельчане могут обрабатывать поля, не выходя из дома: в частности, управлять опрыскивателями с помощью планшетов. Это не лень, не прихоть: деревня расположена в демилитаризованной зоне между двумя Кореями. Прежде чем выйти в поле, фермерам приходилось звонить военным, ждать их разрешения и сопровождения. Забавно, что при установке передатчиков в Тэсоне спецслужбы тщательнейшим образом проверили, чтобы сигнал не попадал в КНДР.

Эта небольшая новость выводит на масштабную тему. Южная Корея первой в мире запустила коммерческую эксплуатацию сетей формата 5G. Рядом находится КНДР, где фактически нет интернета (используется собственная сеть). Живут бок о бок, но словно в разные эпохи. А ведь после окончания войны оба корейских государства находились в противоположном положении. Северная считалась передовой страной, Южную называли «несостоявшимся государством», погрязшим в нищете и коррупции. Однако благодаря «корейскому экономическому чуду» юг обогнал север. Секрет в технологиях: Сеул сделал ставку на самые передовые разработки, активно внедрял инновации, перенимал у Запада все лучшее. Похожий путь прошла в свое время Япония, которую сейчас включают в число лидеров технологического прогресса. В наши дни мы наблюдаем стремительный рост Китая, сделавшего информационные технологии одним из приоритетов государственного развития. Старается не отставать от большого соседа Индия, где IT-парки растут, как грибы после муссона. На пик цифрового развития выходят Малайзия, Филиппины, Индонезия. Азия, которую когда-то пренебрежительно считали прицепным вагоном мировой экономики, стремится стать локомотивом.

Восточные страны укрепляли позиции за счет рывка, а Запад развивался постепенно и целеустремленно. Первые компьютеры, изобретение интернета, создание необходимой инфраструктуры — в США и Европе делали шаг за шагом, чтобы приблизиться к новой технологической революции, получившей индекс «4,0». От электромобилей к электронному правительству, от «умного дома» к «умным городам». Масштабные реформы в производстве сопровождались существенными сдвигами в нормативно-правовом устройстве государства и даже частной жизни. На уровне обывателя это проявляется в переходе на жизнь «онлайн»: покупки, декларирование доходов, голосование. Внедряются электронные паспорта, водительские удостоверения и трудовые книжки. Даже деньги! Швеция будет первой в мире страной, которая освободится от наличных. Причем не в отдаленном будущем, а совсем скоро: власти собираются полностью отказаться от бумажных денег уже к марту 2023 года. 

Финляндия первой в мире законодательно утвердила право каждого гражданина на высокоскоростную связь. Но если это была частная инициатива, то в общей семье Евросоюза тоже взят курс на цифровую трансформацию бизнеса и общества: к существующим программам в области развития современных технологий принята еще концепция «Цифровая Европа». Она направлена на развитие единого цифрового рынка, который принесет экономике ЕС 415 миллиардов евро в год и одновременно повысит конкурентоспособность сообщества.

Соединенным Штатам, которые называют «цифровыми чемпионами», цифровая экономика уже приносит десятую часть ВВП. Ежегодный эффект от реализации реформ электронного правительства в Южной Корее достигает 15 миллиардов долларов. Но цифровизация — это не только деньги. Взять хотя бы Саудовскую Аравию: королевство обеспечено на несколько поколений вперед. Немудрено: копнул лопаткой для песочницы — получил нефтяной фонтан. Однако Эр-Рияд активно вкладывает деньги в передовые технологии и даже собирается строить на берегу Красного моря футуристический «город будущего», где компьютерные возможности посрамят самые смелые идеи фантастов прошлого. Просто в Саудовской Аравии понимают: отказ от цифровизации может отбросить саму страну в прошлое.

За примерами далеко ходить не надо. Причем это касается не отдельного государства, а целого континента. В Африке информационно-коммуникационные технологии распространены в меньшей степени, чем в других регионах. Достаточно сказать, что интернетом пользуются менее 25 процентов населения стран, расположенных к югу от Сахары. Между тем в развитых государствах этот показатель достигает 80 процентов. В целом интернетом пользуются 3,9 миллиарда человек — половина жителей планеты.

КАК выглядит Беларусь на общем фоне? 

Для однозначного ответа не хватает согласованной системы измерения. Универсальной линейки, если хотите. Цифровизация на слуху, но еще не до конца оформлена в определениях и критериях. Периодически публикуются различные рейтинги, которые кардинально противоречат друг другу. Например, структурное подразделение ООН Международный союз электросвязи называет Беларусь одним из региональных лидеров в области развития информационно-коммуникационных технологий. В рейтинге наша страна занимает 32-е место: опережает Россию и Казахстан, практически не уступает Италии, Португалии и Чехии. В то же время исследователи Mastercard и школы права и дипломатии при Университете Тафтса не включили Беларусь в число стран с цифровой экономикой. Правда, этот анализ вызывает недоумение, поскольку в группу «стагнирующих стран» (грубо говоря, тормозящих) внесены Южная Корея, США, Франция и Германия… В другом рейтинге ООН Беларусь включена в топ-40 стран с очень высоким индексом развития электронного правительства.

Евразийский банк развития считает лидерами цифровизации среди стран СНГ Россию и Казахстан. Но и они находятся в начале пути. Владимир Путин, объявляя о формировании цифровой экономики, сравнил эту задачу с электрификацией всей страны начала ХХ века. Вслед за соответствующим указом президента сформирован нацпроект под названием «Цифровая экономика РФ».

Однако усилия властей нередко критикуют за слабую реализацию планов на практике. Вызывает нарекание и неравномерное развитие регионов в сфере информационных технологий. Но что особенно любопытно: ставят в пример Беларусь. Процитирую российские «Ведомости»: «Интересен опыт соседней Беларуси. Модель поддержки там специфическая: все IT-компании собраны в технопарки, находятся, так сказать, под присмотром государства. Но при этом налоговое бремя для них кардинально уменьшено, прежде всего налоги на заработную плату — главную статью расходов в IT-бизнесе. Представители руководства страны утверждают: эта индустрия стала основным поставщиком валюты в страну, то есть IT для Беларуси выполняет функцию нефти в нашей экономике. Доля IT в экономике республики сейчас в несколько раз выше, чем в России».

Оценки — вещь субъективная. Но мы можем перечислить реальные примеры цифровизации в Беларуси: банковские услуги и покупки в онлайн-режиме, электронный проездной и электронный рецепт, бронирование билетов и оплата услуг ЖКХ через интернет. Отдельно упомянем проект цифрового правительства. В прошлом году Беларусь заняла 38-е место в списке 193 государств, теперь наша страна перешла из категории «высокого уровня» в группу «очень высокого уровня» по классификации ООН. Это стало возможным благодаря выполнению нескольких государственных программ по развитию ИКТ-сектора экономики и плана по цифровизации уже существующих процессов в здравоохранении, бюджетных закупках, образовании.

Государство создает нормативно-правовую базу для внедрения передовых технологий (начиная с Декрета Президента № 8 «О развитии цифровой экономики») и, как справедливо заметили российские журналисты, содействует их разработке и внедрению (показателен пример Парка высоких технологий). Но предстоит менять не только документацию. 

Цифровизация также включает автоматизацию производства и использование искусственного интеллекта. Следовательно, требуется продолжить модернизацию экономики. Ведь нельзя подогнать под «цифру» оборудование, которое изготовлено в 1980-х годах и запускается при помощи кувалды и крепкого словца. 

Придется меняться и обществу. В первую очередь в профессиональном плане и готовности к обучению. Успех цифровой революции сильно зависит от квалификации специалистов. Вдобавок современные технологии существенно изменят рынок труда. В сентябре прошлого года Всемирный экономический форум привел впечатляющие данные: цифровая трансформация к 2022-му уничтожит 75 миллионов рабочих мест в 20 странах — участницах исследования. К середине века более миллиона профессий могут быть автоматизированы. 

Да, такие перспективы пугают. Но избежать цифровой экономики никому не удастся. Вопрос лишь в том, насколько мы сможем адаптироваться к новым условиям. И это уже задача не только государства, но и каждого человека, которому предстоит жить в цифровом будущем.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter