Обмен любезностями

Какие сувениры дарят белорусские предприятия деловым партнерам?

Известная поговорка «Дареному коню в зубы не смотрят» несколько теряет свою актуальность, если речь идет о корпоративных подарках партнерам по бизнесу. Так уж повелось, что чаще приходится соблюдать деловой этикет, нежели руководствоваться бурной фантазией. Естественно, сегодня никто не будет поступать так, как князья Древней Руси, которые, получив подарок от послов других государств, оценивали в казначействе его стоимость и возмещали ее дарителю либо возвращали презент обратно, если он не представлял никакого интереса. Сегодня принято, чтобы подарок был утилитарным и оригинальным одновременно. О том, чем порадовали и удивили партнеров, «ЭС» рассказали представители белорусских деловых кругов.

Александр ДАНИЛОВ, первый заместитель генерального директора СП ОАО «Спартак»:

— В этом году дарили партнерам наши красивые коробки конфет и уникальную промо-продукцию – фирменный календарь с фотографиями женской сборной по баскетболу. Подарок уходил просто на ура, особенно в восторге от него мужчины. Сам же я люблю дарить партнерам по бизнесу что-нибудь оригинальное и красивое, что иногда самому себе жалко купить: например, дорогой брелок или красивые запонки. Мне бизнесмены презентовали кошелек для кредиток, брелок и оправу для очков. Последний подарок, кстати, был самым необычным.

Максим Затуленко, коммерческий директор брендинговой компании «AIDA Pioneer»:

— Подарок деловому партнеру выполняет задачу-максимум: он должен быть недорогим, оригинальным и практичным, а также связанным с деятельностью фирмы. Кроме того, такие презенты, как правило, брендированные. Например, одна транспортная компания подарила партнерам по бизнесу оригинальные подставки под ручки в виде автомобилей со своими логотипами. Такой сувенир всегда заметный и не будет пылиться в углу, как многие однотипные презенты. В последнее время компании чаще пытаются придумать что-то оригинальное и утилитарное одновременно. А вот алкоголь и сладости – это уже банальность. Хотя у некоторых бизнесменов это привычный обмен любезностями.

Юрий Лукашевич, генеральный директор ОАО «Дзержинская швейная фабрика «ЭЛИЗ»:

— Нашей компании очень просто определиться с подарком: как лидеры по производству мужских рубашек, деловым партнерам мы дарим продукцию самых модных фасонов и цветов. Такой презент всегда актуален, ведь праздник нужно встречать в чем-то новом и с хорошим настроением. Помните известное выражение «Счастлив тот, кто родился в рубашке»? Можно считать, что вместе с сорочками мы дарим партнерам и счастье. Нам чаще всего преподносят сувенирную продукцию с фирменным логотипом, канцелярские товары. Были и подарки с символом этого года – тигром. Кто-то подарил мягкую игрушку, кто-то хрустальную.

Алексей Подоматько, директор туристической компании ГП «Виктория-Тур»:

— Деловым партнерам обычно дарим свою фирменную продукцию: ежедневники, настольные и квартальные календари, буклеты… Обмениваться какими-то дорогостоящими подарками или алкоголем у нас не принято. Точно так же поступают и наши партнеры. Например, один из крупнейших мировых операторов проката автомобилей – немецкая компания SIXT – преподнес визитницы, ручки, календари, ежедневники в фирменном стиле. Кстати, модный знак внимания в нынешнем году – открытки с вкладышами, которые в отличие от обычных поздравительных и бюджет экономят.

-----------------------------------

Дарите ручки, чтобы не обидеть

В мировой практике стоимость корпоративного сувенира не должна превышать ста долларов. Категорически неуместными подарками партнерам и коллегам считаются одежда, предметы личной гигиены, нижнее белье, религиозные предметы, парфюмерия и косметика. Стоит задуматься, прежде чем презентовать карикатуры, куклы-двойники – подарки с двойным смыслом. Их можно преподносить, если вы на 100 % уверены в чувстве юмора человека. Зато смело можно дарить все, что пригодится в работе: всевозможные канцтовары, часы, брелоки для ключей, изделия из керамики, органайзеры, визитницы.

А вот представители европейских фирм очень щепетильно относятся к подаркам, которые рассматриваются скорее не как знаки внимания, а как способ оказать определенное давление на психику партнера. Негласный кодекс поведения бизнесмена запрещает принимать «знаки внимания» от коллег по деловой жизни. Если, например, в деловых кругах Великобритании узнают, что представители тех или иных фирм получают презенты, они, как минимум, потеряют доверие коллег. Но бывает и так, что бизнесменам даже приходится менять профиль работы. Не приняты подарки в деловом общении в Германии и Франции. В то же время здесь уже давно определился перечень сувениров, которые партнеры преподносят друг другу без ущерба для своей репутации: различные календари, записные книжки, зажигалки, фирменные авторучки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter