В поисках утраченного. Экономическая жизнь Беларуси на рубеже XIX - XX веков

Обладатели труда

Если сравнивать исторический аспект социально–экономического развития Беларуси с современными реалиями, можно заметить, что основные народно–хозяйственные тенденции нынешнего времени имеют глубокие корни. Закладывались они несколько столетий назад, как писал Митрофан Довнар–Запольский, исходя «из той предпосылки, что формы исторической жизни являются надстройками над экономическими соотношениями. Эти же последние, со своей стороны, находятся в известных соотношениях с физико–географическими силами природы в связи с ростом населения».

Минск. Обойная фабрика. Начало ХХ в.

В тисках обстоятельств

Сначала главным занятием значительной части населения нынешней Беларуси были пушной или ремесленный промыслы, а занятием социальной верхушки — торговля. Позже главным капиталом становится земля. Феодалы разделили земельный фонд между собой, и в сложившейся системе «слабейшим элементом» оказалось крестьянство — «обладатель труда, не имевший свободы применения своего труда». В XVI веке на белорусских землях происходит оживление торговли, за границу продаются хлеб, лес и даже обработанные и частично обработанные изделия. Но «неволя над крестьянином нависает всей своей тяжестью».

Пинск. Общество взаимного кредита полесских землевладельцев. Начало ХХ в.

Присоединение белорусских территорий к Российской империи продлило эпоху феодализма, что не могло не отразиться — негативно — на экономической жизни. Несмотря на нарастание избыточного труда, промышленность начала развиваться поздно, и прежде всего из–за отсутствия необходимых капиталов. Было, по мнению историка и экономиста Довнар–Запольского, и еще одно обстоятельство, существенно влиявшее на ситуацию. Беларусь оказалась, как он выражался, в тисках двух нараставших капиталов — польского и российского. И для нее борьба этих двух экономик снова–таки имела весьма неблагоприятные последствия. Более–менее «в прибыль» вышла только Гродненская губерния, куда после восстания 1830 года и в связи с повышением таможенного тарифа частично перекочевал польско–немецкий капитал. Во второй половине XIX века на Гродненщине уже концентрировалось 36 процентов рабочих, 41 процент производства и 30 процентов фабрично–заводских предприятий, расположенных на территории Беларуси. Однако и там, как и в других белорусских регионах, оставалось много мелкого, самотужно–ремесленного производства.

Бобруйск. Лесопильня на Березине. Начало ХХ в.

Но... «Белорус выходил из этих трудностей с большим уменьем и настойчивостью».

Миллион к миллиону

Исторически Беларусь прежде всего аграрная страна. И в конце XIX — начале XX века наблюдался рост и развитие крестьянских хозяйств, усиление их значения в общем производственном базисе страны и соответственно нарастание в этом секторе экономики существенных капиталов. Поэтому если в 1910 году в белорусских губерниях действовало 1.422 учреждения мелкого кредита, которые обслуживали крестьянские массы, то в 1913–м таковых уже стало 2.046, а количество участников более чем удвоилось — с 331 тысячи до 690 тысяч. Соответственно с 1905 по 1912 год сумма вкладов выросла с 21 миллиона до 53 миллионов.

Добруш. Писчебумажная фабрика. Начало ХХ в.

И процесс индустриализации не стоял на месте. В 1908 году число рабочих в Беларуси составляло 2,2 процента рабочих всех фабрик Российской империи, в 1913–м — 3,5 процента. Фабрики — 10,6 процента всех фабрично–заводских предприятий империи (без горных заводов) в 1908 году и в 1913–м — 11 процентов. Белорусская промышленность занималась в основном обработкой и переработкой продуктов местного производства — древесины, льна (например, фабрика в Витебске), пеньки. Исключение — привозные хлопок и шерсть, табак и металл. Надо отметить, обработка металлов, производство спичек (широко известные предприятия в Борисове), писчебумажное производство (Добруш) показывали значительный рост. В промышленности происходила концентрация производства, росло накопление капиталов, усиливалась их централизация. Создавалась сеть банков и различных кредитных обществ. Возникали монополии.

Витебск. Льнопрядильная фабрика. Начало ХХ в.

В самом начале ХХ века отмечалось изменение в содержании белорусского экспорта. М.Довнар–Запольский приводил следующие цифры. Количество вывозимого льна за 10 лет увеличилось на треть. Статистика за 1900–е годы показывала, что наряду с 262 миллионами пудов лесных материалов из белорусских губерний за пределы региона отправили 1,3 миллиона пудов продуктов питания — молочных и мясных. А вывоз того же лесного сырья в необработанном виде как раз таки падал. Увеличивались поставки коровьего масла, яиц, сыра, живой и битой птицы, фруктов, картофеля на общерусский и зарубежные рынки. К нам завозился скот, перерабатывался, и уже вывозились продукты переработки. Готовых железных изделий стало ввозиться в три раза меньше, чем непосредственно железа и стали. Следовательно, шла переработка на местных заводах. Напротив, вывоз сельскохозяйственных машин и орудий начинал играть заметную роль наряду с крупным же их ввозом. Активный экспорт, в свою очередь, позволял закупать в других регионах различные товары, пользующиеся спросом населения: по 15 аршин ситца в год на каждого жителя, по 8 фунтов сахара, по 0,2 пуда керосина, недостающий хлеб. Не удивительно, что национальный доход с 1900 года по 1913–й вырос вдвое, поднявшись с 576 миллионов до 1 миллиарда, или до 770 миллионов в 1913 году по ценам 1900–го.

Борисов. Спичечная фабрика «Виктория». Начало ХХ в.

Скорый ход

Крупнейшим в Беларуси промышленным и торговым центром в начале ХХ века стал Минск, в котором проживало более ста тысяч человек. В городе
Минск. Русско-Азиатский банк. Начало ХХ в.
развивалось текстильное, кожевенное, картонно–бумажное, полиграфическое, металлообрабатывающее производство. Наиболее крупными предприятиями перед Первой мировой войной в Минске были машиностроительный завод фирмы «Якобсон, Лифшиц и Кo», машиностроительный завод Янишевского, обойная фабрика Канторовича, железнодорожные мастерские по ремонту вагонов и паровозов. В 1910 году Общество русско–американского механического изготовления обуви открыло обувную фабрику «Орел», на которой трудились 160 человек. В 1911–м заработала обувная фабрика «Скороход».

Развивалась деятельность банков. Капиталы и обороты Минского коммерческого, Русско–Азиатского, Азовско–Донского банков составляли огромные для того времени суммы. Одновременно широкое распространение получили различные мелкие финансовые учреждения — банкирские конторы, общества взаимного кредита, страховые общества, заемно–сберегательные кассы и т.д. Товары из Минска вывозились в Петербург и Москву, Киев и Мемель, Данциг и Кенигсберг.

Однако последовавшие глобальные исторические события, в которые самым непосредственным образом оказалась втянута и Беларусь — экономические кризисы, военная разруха и революционный передел, картину круто поменяли. И снова пришлось народу выходить из этих трудностей «с большим уменьем и настойчивостью». Помогло то, что белорус как был, так и остался — «обладателем труда». А такой капитал отобрать просто невозможно.

likchodedov@mail.ru

ulitenok@sb.by

Открытки из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter