«Об огнях-пожарищах, о друзьях-товарищах…»

«Годы уходят. Уходят ветераны, унося с собой пережитое и невысказанное. А как важно, чтобы новые поколения, не знающие ужасов войны, учились и воспитывались на примерах всепобеждающего мужества и массового героизма советских людей в годы войны…»

«Годы уходят. Уходят ветераны, унося с собой пережитое и невысказанное. А как важно, чтобы новые поколения, не знающие ужасов войны, учились и воспитывались на примерах всепобеждающего мужества и массового героизма советских людей в годы войны…»

Эти строки – из книги почетного гражданина Логойска Николая Андреева «Непокоренная юность». Ее автор, прошедший в годы Великой Отечественной войны трехлетний боевой путь партизанской борьбы от командира группы из 17 бойцов-окруженцев до комиссара бригады «Большевик», посвятил ее друзьям-товарищам – молодежи, мужественно вынесшей тяготы борьбы с оккупантами.

До войны Николай Максимович служил в армии, был наводчиком в артполку, замполитом. В суровую зиму 1939—1940 годов на Карельском перешейке политруком роты штурмовал линию Маннергейма. А Отечественную встретил под Гродно, на границе, в должности политрука 113-го полка 56-й стрелковой дивизии. Утром 22 июня 1941-го вместе с боевыми друзьями отражал жестокие атаки фашистов, подбил два немецких танка. Из кромешного ада первого дня войны вышел контуженным. С группой уцелевших бойцов вырвался из окружения… В Минске его укрыл в своем доме подпольщик Петр Пашук, вместе с ним создали партизанскую группу. Так начался его героический путь народного мстителя.

Да, уходят ветераны… Увы, ушел из жизни и Николай Максимович, не дождавшись выхода своей выстраданной в творческих муках книги. Кажется, что значит в жизни каких-то полгода? Для молодого человека – капелька жизни, для ветерана – океан.

О том, как работал Николай Максимович над книгой, рассказывает его сын Эдуард.

— Долгие годы отец вел переписку со многими бывшими партизанами, их родственниками, встречался с ними, собирал воспоминания, фотоснимки… Он считал: в книге не должно быть непроверенных фактов и неукоснительно придерживался этого правила. И книга получилась, по моему мнению, правдивая …

Книгу напечатали в Молодечно, в типографии под названием «Победа», что мне кажется весьма символичным. Да, именно ради великой Победы сражался с врагом Андреев, но до своей персональной маленькой победы не дожил…

Перебираем материалы семейного архива, пожелтели от времени снимки… Вот довоенное фото Николая Максимовича: он в форме политрука, с кубарями в петлицах. Внимательный взгляд, крепко сжатые губы, вихри темных курчавых волос… А вот другой снимок – послевоенный. Мальчик в матросской форме рядышком с отцом, положил ручонку на его колено. Николай Максимович при галстуке, в сером пиджаке, в уголках губ едва заметная улыбка… Трудно даже представить, что этот человек совсем недавно выбрался из пекла войны.

— Отец был сдержанным, немногословным, — рассказывает сын. — Я, к счастью, и не почувствовал, как иные мальчишки, вкус воспитательного ремешка. Зато за шахматной доской он был беспощадным. Именно благодаря ему я и пристрастился к шахматам, стал кандидатом в мастера спорта, сейчас учу этой умной игре других детишек. Отец служил, воевал, а домом заправляла мама Мария Петровна. Они познакомились в Минске за три дня до войны, а поженились в 1944-м. Мама была связной партизанского отряда. У нее доброе, отзывчивое сердце. Мы, детишки, а нас было четверо, это хорошо чувствовали. Я так думаю: люди, вынесшие неимоверные страдания в годы войны, стремились хотя бы своим детям отдать недополученные самими тепло и ласку…

Николай Андреев не был литератором, но глубокое знание жизни, уважительное отношение к людям, беспощадная правдивость придают книге ту достоверность, которую встретишь не у каждого профессионала. Главное ее достоинство — яркие образы защитников Отечества, с которыми автор делил последнюю крошку хлеба.

Назовем несколько имен. Василий Воронянский, командир отряда «Мститель», затем бригады «Народные мстители». Кирилл Зарембо, кузнец из деревни Ляды, помогавший собирать и вооружать группу бойцов-окруженцев, командиром которой и стал Андреев. Лариса Матюшко, инструктор подпольного райкома комсомола, геройски погибшая в ночь на 15 июня 1943 года во время захвата вражеского склада оружия в Логойске. Франц Горак, чешский коммунист, антифашист, перешедший из вермахта в ряды партизан и ставший командиром отряда «Спартак». Василий Калитин, погибший при штурме дота на Горбатом мосту под Плещеницами. Владимир Гудик, пионер-партизан, после войны ставший полковником. Герман Шауэр, немецкий антифашист, боровшийся со своими соплеменниками с оружием в руках... Всех не перечислить! Это и есть непокоренная юность, какой она и вошла в историю Великой Отечественной войны.

Эпицентром сражения с фашистами стало урочище Рудня, расположенное недалеко от Минска. Здесь разрабатывалась и готовилась операция по уничтожению Кубэ, осуществленная Марией Осиповой и Еленой Мазаник. Здесь, на Логойщине, было сформировано 20 партизанских отрядов, объединенных затем в пять бригад численностью свыше 7 тысяч бойцов. Благодаря их действиям в районе были разгромлены гарнизоны, полицейские участки и восстановлена советская власть.

…После войны Николай Максимович работал в райкоме партии, в институте Гипронефтестрой, активно участвовал в патриотическом воспитании молодежи. Добрые слова о воине-патриоте, боевом командире, просто замечательном человеке прозвучали на презентации его книги, состоявшейся в Плещеницах в конце 2005 года. Ее высоко оценили ветераны, молодежь… Собралось много людей, не было лишь автора. Но, казалось, его неукротимый дух, материализовавшийся в книге, в выступлениях участников презентации, незримо присутствовал в зале.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter