О резервах

Сергей Кулак — об итогах работы Хозяйственного суда Брестчины

Анализ статистических данных за 2012 г. показал, что налаженная организация работы в суде позволяет обеспечивать надлежащее отправление правосудия и исполнение исполнительных документов. В целом по итогам года можно утверждать о стабильности работы Хозяйственного суда Брестской области по основным направлениям деятельности.

Такой вывод сделал его председатель Сергей КУЛАК, выступая с отчетом на заседании Пленума ВХС Беларуси, на котором шла речь об итогах работы хозяйственных судов страны в 2012 г. и задачах на 2013-й. За счет чего произошли обнадеживающие подвижки? Какие резервы еще можно задействовать? Корреспондент «ЮГ» расспросил об этом Сергея Кулака.

— Начнем, Сергей Мефодьевич, с изначального этапа функционирования судебного конвейера – приема исков и заявлений. Не секрет, что доступность к правосудию определяется в том числе и количеством возвращенных исков и заявлений о возбуждении приказного производства, и отказами в принятии их. Как вы здесь перестраиваете работу суда?

— В минувшем году работу по проверке исков мы возложили на секретарей судебных заседаний. Как результат — за год отказано в принятии и возвращен всего лишь 181 иск против 453 в предыдущем, или 11% от числа поступивших. Заявлений, которые подавались для рассмотрения в приказном производстве, отклонено всего  272 – это 5 % от поступивших. Таким же образом перестроена работа и по принятию жалоб в апелляционной инстанции: проверка возложена на специалиста. За год отказано в принятии 8 % жалоб от числа поступивших против 11 % в предыдущем отчетном периоде.

Плюс к этому большое значение придается культуре ведения судебного процесса, в том числе и составления судебных актов. Все дела, включая административные, рассматриваются исключительно в залах судебных заседаний, где установлено видеонаблюдение. Ведется анализ решений, составляемых с мотивировочной частью, отбираются в качестве образцов лучшие из них по различным категориям, которые распространяются среди судей и направляются в ВХС.

— Можно предположить, что одной из задач года нынешнего для Хозяйственного суда Брестской области будет повышение качества работы первой инстанции. За счет чего будете этого добиваться?

 — За счет повышения ответственности судей за качество выносимых судебных актов. Распределять дела будем главным образом с учетом специализации судей. Чаще намерены практиковать назначение коллегиального состава суда при рассмотрении дел повышенной сложности, в котором будет не менее двух докладчиков. При этом в состав суда включаются судьи с высоким и более низким классом. Продолжим практику обсуждения на совещаниях судей дел, вызывающих определенные сложности по оценке доказательств, для выработки единообразной практики. Исходя из категории спора вводим обязательное предварительное получение судьями консультации у судьи по специализации. Более активным и продуктивным станет наше взаимодействие с судьями— кураторами ВХС. Продолжим ежемесячные отчеты судей по отмененным делам. Постараемся более эффективно применять примирительные процедуры при рассмотрении дел по первой инстанции. Позаботимся о лучшей организации работы судьи и помощника судьи, снижении нагрузки на судебных примирителей.

— А на принимаемые решения при рассмотрении дел по первой инстанции много поступает апелляционных жалоб?

— Рост апелляционных жалоб по сравнению с 2011 г. составил четверть. Их в минувшем году рассмотрено соответственно 214 против 153 в предыдущем. Средняя нагрузка на судью-докладчика в месяц составила 8 дел, а на судью первой инстанции по искам — 13,5.

— Чем обусловлен рост апелляционных жалоб?

— Возросло на 80% количество дел высшей категории сложности. Дала о себе знать специфика субъектного состава по отдельным делам. В последнее время стороны обжалуют практически каждое вынесенное по делу постановление.

Причинами отмен являлось, как правило, неправильное применение норм материального и процессуального права. По 6 делам апелляционная инстанция привлекала третьих лиц, по 15 — запрашивала дополнительные документы, а три дела рассмотрела по первой инстанции. 18 актов первой инстанции изменено и отменено в апелляции по причине их необоснованности. 11 решений первой инстанции отменено и изменено по причине нарушений норм материального права. В апелляции заключено 33 соглашения и принято 8 отказов от иска.

— Тем не менее, как я понял из вашего отчета на заседании Пленума ВХС, к апелляционной инстанции у вас, Сергей Мефодьевич, нареканий не возникает?

— Рост кассационных жалоб в минувшем году по сравнению с предыдущим годом составил 26. Принято, соответственно, на 22 кассационные жалобы больше, чем год назад, из 80 рассмотренных в 10 случаях принятые постановления отменены и изменены, что составило 12 %. В свою очередь, из 10 отмен в кассационном порядке 7 дел направлено на новое рассмотрение: 4 отмены обуславливаются необоснованностью судебного постановления и 3 — нарушениями норм материального права. Таким образом, напрашивается вывод, что это непростые дела, раз кассационная инстанция также не могла прийти к окончательному решению. Обращает на себя внимание, что отмен из-за нарушений норм процессуального права в кассационном порядке не имеется.

Из 10 отменено 7 решений первой и постановлений апелляционной инстанций, изменено одно и отменено 2 постановления. Это постановление об утверждении мирового соглашения, а также направлено на новое рассмотрение в апелляцию и оставлено в силе решение суда первой инстанции.

Анализ качества выносимых судебных постановлений апелляционной инстанции позволяет сделать вывод, что работа организована правильно и апелляционная инстанция выполняет свои функции в соответствии с поставленными задачами. Вместе с тем и апелляционной инстанции следует совершенствовать качество своей работы.

— Какие резервы воздействия на нее имеются?

— Прежде всего, это аргументированное реагирование на некачественную досудебную подготовку и нарушения норм материального и особенно процессуального права. Более глубокое изучение и обобщение судебной практики. Тесное взаимодействие с представителями ВХС Беларуси – судьями-кураторами и судьями по специализации. Очень важное значение имеет обеспечение единообразного подхода по однотипным делам и формирование единой судебной практики, в том числе и по взаимодействию с кассационной инстанцией.

Так как проявляются разные подходы по однотипным делам в разных составах кассации, для координации взаимодействия, считаем, необходимо за каждым судом закреплять постоянный состав кассационной коллегии. Важно также инициировать обсуждение проблемных вопросов по судебной практике и направляемых судами письменных запросов с использованием видеоконференцсвязи и, по возможности, со всеми составами кассационной инстанции с привлечением судей ВХС по специализации.

Думается, следует пересмотреть ст. 279 ХПК, в которой идет речь о полномочиях хозяйственного суда апелляционной инстанции. Эту статью следует дополнить абзацем, в котором предусмотреть, что апелляционная инстанция отменяет судебное постановление хозяйственного суда первой инстанции в целом или части и направляет дело на новое рассмотрение при нарушении норм процессуального права, являющимся в любом случае основанием для отмены судебного постановления в соответствии с ч. 5 ст. 297 ХПК. Предлагаю также внести изменения и в ст. 296 этого же Кодекса, посвященную полномочиям хозяйственного суда кассационной инстанции. Абзац третий, считаю, следует изложить в следующей редакции: «Отменить судебные постановления хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций в целом или их части и направить дело на новое рассмотрение в инстанцию хозяйственного суда, постановление которого отменено, если допущены нарушения, предусмотренные ч. 5 ст. 297 настоящего Кодекса». И на этом поставить точку, исключив такой фрагмент: «или если выводы обжалуемого судебного постановления не соответствуют материалам дела».

Полагаю, что поставленные задачи перед судом и принятые меры организационного характера будут в полной мере способствовать в 2013 г. повышению всех показателей в деятельности суда.

— Надо полагать, в наступившем году возглавляемый вами суд столь же основательно возьмется и за улучшение ситуации с исполнением. Какие основные задачи в этом плане ставите перед собой и подчиненными?

— Прежде всего, за исполнением будет осуществляться неформальный судебный процессуальный и непроцессуальный  контроль. Мы будем добиваться сокращения остатков прошлых лет, повышения процента реальности исполнения, снижения возвратов с актами о невозможности взыскания.

Предлагаю ВХС Беларуси пересмотреть подходы в этом вопросе и учитывать лишь первичный возврат. Например, из 1 048 производств впервые судебными исполнителями нашего суда возвращено 345, или 7,2 % от возбужденных, а 703 — повторно (порой подобное происходило даже 14 раз), что составляет  67 % от возвращенных.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter