Полугорный рельеф Мозыря доставляет множество проблем местным властям

Нюансы проступают рельефно

Холмы, овраги, дорожные серпантины — все это визитная карточка Мозыря. Этот изрезанный «альпийский» антураж выгодно отличает его от других белорусских городов. Такой рельеф позволил создать здесь горнолыжный комплекс, объект для страны довольно редкий. Вот только эти карабкающиеся вверх и убегающие в овраг улицы — лишние вопросы для дорожников, коммунальщиков, а порой и местных жителей. Дорожной технике приходится выезжать в 2—3 раза чаще, склоны нуждаются в укреплении, а система подачи воды увеличена на одно звено. Как справляются с рельефными проблемами власти «города на холмах», разбиралась корреспондент «Р».

На балансе у райжилкомхоза 32 лестницы
Фото автора

Без эстакады не мозырянин

Подарок в виде гордых холмов Мозырю преподнес последний ледник. Тысячи лет назад он остановился здесь, собрав перед собой гигантскую «складку». Правый берег Припяти по сей день возвышается над левым. Местные поговаривают, что здешние впадины даже видны из космоса. 30-летний Павел Изотов в Мозыре живет с самого рождения:

— Зимой здесь самые лучшие горки, чтобы кататься на санках. А вот подрастешь — начинаешь понимать, что не все так весело. Я за рулем 10 лет. Вам приходилось когда-нибудь по пять раз в день стоять перед «красным» на крутой горке? А нам — постоянно. Эстакада в автошколе для мозырян — самый главный элемент. Не сдал — в этом городе лучше за руль не садиться.

Заместитель генерального директора Мозырского райжилкомхоза Павел Цык подтверждает, дороги в городе сложные:

— На улицах Мозыря 24 подъема. 7 из них — с углом наклона 5 процентов, 10 — 7 процентов, 7 — 12 процентов.

Мне тут же устраивают автоэкскурсию по белорусской Швейцарии. На первом же серпантине Павел Цык приступает к страшным рассказам:

— Вот отсюда, бывало, машины вылетали через ограждение прямо на Советскую.

Несколько метров вниз… Обеспечение безопасности при таком дорожном устройстве для коммунальных служб становится задачей номер один. Особенно в экстремальных погодных условиях:

Заместитель генерального директора Мозырского райжилкомхоза Павел ЦЫК

— Объемы работ по механизированной уборке куда выше, чем было бы при равнинном рельефе. В первую очередь, все силы бросаются на спуски-подъемы. На равнинной местности директивные сроки уборки спецтехникой при ликвидации зимней скользкости составляют от 2 до 24 часов, в зависимости от интенсивности движения и характеристик дороги. Мы себе такой роскоши позволить не можем.

По скользкому подъему не взберется к остановке рейсовый автобус, а значит, не доберутся на работу люди. А если потом все это начнет таять, то нижнюю часть дорожных дуг затопит полностью. Вот и получается, что во время снегопада по подъемам снегоуборочные машины курсируют непрерывно, на одной точке появляются стабильно каждые полчаса. Павел Цык не скрывает, расход топлива в такие дни зашкаливает, да и в целом 189 километров дорог требуют повышенного внимания:

— За зимний период мы израсходовали 10 тысяч тонн пескосолевой смеси. По склонам вода летит, все вымывает, потому ямочный ремонт приходится делать в пару раз чаще.

Вверх-вниз

Немало трудностей в Мозыре и у пешеходов. Только на балансе у райжилкомхоза 32 лестницы, львиная доля из которых — деревянные. Павел Валерьевич подводит меня к одной из самых знаменитых — она ведет с площади Примостовой к зданию Мозырского педуниверситета. Ежедневное испытание для студентов — 140 ступеней на пути к знаниям. Рядом на склоне рабочие райкоммунхоза косят траву. На крутом спуске балансируют, как самые стойкие горные животные, хотя для таких работ, кажется, впору нанимать промышленных альпинистов. Еще одна лестница, расположенная недалеко от улицы Студенческой, в стадии ремонта. Ее состояние, как и нескольких подобных ступенчатых объектов в Мозыре, оставляет желать лучшего. Павел Цык признается: хотелось бы довести все лестницы до уровня той, что ведет с набережной к гостинице «Припять». Там и надежные пролеты, и безопасные ажурные перила. Но вопрос опять-таки упирается в деньги.

Прошедшие недавно ливни тоже не добавили радости мозырянам. Склоны оврагов не всегда выдерживают разгул стихии. Возле кладбища «Нагорное» недавно смыло часть склона, земля унесла с собой и столбы, на которых крепились линии электропередачи. Коммунальщики оперативно привезли землю и восстановили рельеф. Столетия истории не оставляют неизменным и «лицо» других склонов. Под воздействием стихии мозырские холмы постепенно вымываются. Для укрепления приходится делать террасы — специальные горизонтальные площадки, образующие на склоне уступы, — и засаживать их деревьями.

В истории города были случаи, когда «горными» потоками с улиц уносило даже автомобили. Этим летом стихия ограничилась номерами и бамперами, с концами пропавшими в оврагах. Начальник цеха водопроводно-канализационного хозяйства Сергей Жудро признает, ливневок в городе не хватает:

— Где-то проложить систему физически невозможно из-за рельефа. Плюс ливневки во время обильных дождей постоянно забиваются, потому что сверху смывает мусор, песок. Получаются дополнительные затраты по очистке.

Трехступенчатая система

Мозырский рельеф потребовал создания специфической системы водоснабжения. Сергей Жудро знакомит со схемой:

— Воду мы берем из водозабора «Лужевичи» с 26 артезианскими скважинами километрах в 18 от города. Обычно на равнине происходит так: есть скважины, потом станция 2-го подъема, с которой вода обычно поступает сразу потребителям. Нам этого мало. У нас есть еще станция 3-го подъема «Дрозды», которая помогает воде достичь нужной высоты. То есть из-за рельефа получается лишняя ступенька.

Косить траву на склоне — дело не из легких

Перепады высот только при прокладке коммуникаций составляют 140 метров. Путь воды в холмистом Мозыре контролируется регуляторами давления. Чтобы поднять поток в девятиэтажку, на выходе должно быть около 4,2 атмосферы. Если бы оставить воду в покое и дать ей самостоятельно добраться до низинных потребителей, там бы цифра зашкаливала за 12. Потому «под горочкой» нужен еще один регулятор, который помогает избежать аварийных ситуаций и экономить расход воды. На ровном рельефе такой вопрос решается исключительно диаметром труб.

— В некоторых частях города нужно проводить закольцовку. Стоят два условных дома друг от друга через овраг. Если трубу проводить сразу между ними, то нужны будут и дополнительные насосы, и регуляторы давления. Чтобы удешевить процесс, мы часть труб пускаем в обход, по пути, где нет перепада высот.

Не нужно быть гением математики, чтобы заподозрить, что такая система непременно вызовет удорожание стоимости услуг. Вот только тарифы для потребителей в Мозыре одни из самых низких в регионе. Сергей Жудро объясняет это грамотной политикой модернизации:

— Мы заменили насосное оборудование на станции второго и третьего подъемов. Новые агрегаты позволяют экономить до 50 процентов электроэнергии. Автоматизация систем управления увеличит энергоэффективность работы оборудования на 10—30 процентов, снизятся утечки воды. Провели и оптимизацию численного состава.

Заместитель председателя Мозырского райисполкома Сергей Дылюк резюмирует: рельеф Мозыря не только его визитная карточка, но и источник головной боли:

— У нас есть объекты, которые превосходно вписываются в рельеф: замковая гора с деревянными укреплениями, экологические тропы и горнолыжный комплекс. Это привлекательные туристические объекты. Приезжие всегда восхищаются: «Как у вас красиво!» И никто не задумывается, чего нам стоит эта красота. Оригинальный рельеф — причина лишних затрат, вот только поправку на ветер нам в этом плане никто не дает, и больше денег в бюджете не появляется.

valchenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter