Выражение fake news (фальшивые, поддельные, ложные новости) стало словом года в 2017-м. Особенно охотно его использует президент США Дональд Трамп. Фейковым он называл канал CNN, активно поддерживавший во время президентской гонки его соперницу Хиллари Клинтон, а журналистов, которые освещали его работу на посту президента не так, как ему хотелось, назвал врагами народа. Европа новости, которые оказываются ложными, предпочитает называть дезинформацией.
Политики винят в распространении дезинформации социальные сети, хотя не только они этим грешат. Основное, ради чего Кодекс практики разрабатывался, — борьба с недобросовестной политической рекламой и агитацией во время предвыборных кампаний. С тех пор Фейсбук, например, обязывает заказчиков политической рекламы раскрывать свои местоположение и личность. Иногда правительства, давя на соцсети, загоняют себя в ловушку, как это случилось, например, во Франции, где принятый в конце 2018 года закон, обязывавший сети раскрывать источники финансирования политической рекламы (президент Макрон надеялся с помощью этого закона получить возможность блокировать кампании, финансируемые из-за рубежа), просуществовал до апреля 2019 года, когда Twitter отказался принимать от правительства плату за рекламу кампании по повышению явки на выборы.
В Нидерландах и Швеции пошли другим путем: не стали принимать законы, наказывающие за распространение ложных новостей, но стали учить людей отличать поддельные новости от настоящих. В Нидерландах об этом говорили по телевидению и в социальных сетях, в Швеции — в школах, а для взрослых выпустили брошюры «Если начнется кризис или война», где главным средством борьбы с дезинформацией названа «критическая оценка источника». Авторы советуют обращать внимание на то, насколько информация новая, не является ли она личным мнением, подумать, что является целью публикации, призывают не верить слухам и не распространять их. А вот в Германии социальные сети, у которых более 2 млн пользователей, обязаны в течение суток удалить «очевидно незаконный» контент. Не сделали — штраф 50 млн евро.
В Италии пытались принять законы два раза, и оба раза безуспешно. Сначала предложили сажать в тюрьму тех, кто распространяет «ложные, преувеличенные или предвзятые новости о фактах, которые являются явно ложными или недоказанными». Потом хотели регистрировать пользователей в соцсетях по номерам карт медицинского страхования — не вышло. Как бы там ни было, исследование, проведенное неапольским университетом, показывает: 65% итальянцев не отличают поддельные новости от настоящих.
Между тем борьба с дезинформацией стала выгодным занятием: если в 2018 году, когда законы на этот счет принимались по всей Европе, ЕС выделил на эту борьбу 1,9 млн евро, то в 2019-м бюджет достиг уже 5 млн евро.
plesk@sb.by