«Каждый кирпич лепят отдельно»: как идет реставрация Красного костела в Минске

Новая глава с красной строки

В Минске активно идет реставрация костела святого Симеона и святой Елены. На днях строители приступили к замене кровли. Первый этап реставрации — внешнего облика — по плану должен завершиться в этом году. В конце этого этапа приступят к прокладке инженерных систем и установят систему вентиляции, чтобы костел «дышал полной грудью». 

Красный костел, как его по-простому называют из-за цвета кирпича, — самый известный католический храм Минска. Построен в далеком 1909 году. В советский период к его облику постоянно добавляли пристройки — в костеле в разные годы располагался польский театр БССР, киностудия, Дом кино Союза кинематографистов БССР и Музей истории белорусского кино. И за все это время костел удостаивался лишь мелких ремонтов. 

Строители заменят металлочерепицу натуральной керамической или же медной, усилят стропильную систему двух малых и большой башен и облицуют фасад клинкерным кирпичом
Фото Владимира ШЛАПАКА

Реставрацией занимается СУ № 21 ОАО «Минскпромстрой». Мой гид на объекте Михаил Жих, главный инженер заказчика проекта КУП «Мiнская спадчына», встретил сразу у входа на территорию стройплощадки, обнесенной высоким серым забором, и очертил фронт работ: 

— Наша цель — создать образ, максимально приближенный к первоначальному, который был более ста лет назад. Вот посмотрите, прямо сейчас сооружаются строительные леса для очистки одной из сторон фасада. Параллельно заменяем металлочерепицу натуральной керамической или же медной и усиливаем стропильную систему двух малых и большой башен. Позже фасад апсиды (алтарный выступ. — Авт.) облицуем клинкерным кирпичом, что, несомненно, улучшит его внешний вид. Вдобавок мы усилили фундамент под апсидой. 

На объекте ведутся работы при любой погоде в две смены, в каждой — по 60 человек: реставраторы, каменщики, штукатуры, плотники. Строители сейчас на крыше укладывают черепицу. На подъемнике добираемся до них. 

— Я к вам в гости, — здороваюсь.

— Извините, стол не накрыли, — смеются и радушно встречают они меня.

Сверху открывается живописный вид на проспект Независимости: плетутся потоки машин, строгие административные здания сливаются с хмурым небом. 

Уже практически полностью отреставрирована ровесница костела — плебания. Домик во внутреннем дворике, в котором до реставрации жил настоятель костела Владислав Завальнюк, выполняет также и представительскую функцию. Над зданием натянут «шатер», чтобы проводить реставрацию в «тепличных условиях», как минимум с нулевой температурой, а лучше немногим выше нуля.

После того как строители аккуратно счистили в некоторых местах фасада до восьми слоев краски и штукатурки, костел раскрыл перед ними свой исторический срез. Кирпичи в стене из разных эпох — «оттепели», перестройки и начала суверенной истории нашей страны — отличаются и по цвету: оранжевые, желтые и различных оттенков красного. После очистки стен занимаются вычинкой – заменой фрагментов, отличающихся по цвету или деформированных. 

С Михаилом Жихом следуем к стороне фасада, где сейчас идет вычинка. Там в поте лица трудится каменщик Петр Савенко. В нашей компании ему работается веселее. Пока кладет фигурный кирпич, широкой души каменщик рассказывает про свою жизнь, большую половину которой проработал в родном СУ-21. Угол стены выбит. Новые кирпичи идеально войдут и по цвету, и по размеру на заранее определенные места в столетней стене. «Минскпромстрой» изготавливает их поштучно из немецких реставрационных смесей. К слову, черепица, клинкерный кирпич также закупаются за рубежом. После укладки кирпич закрепляется пропиткой, чтобы продлить срок жизни фасада еще на сто лет. 

ikras@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter