Норка в клетке — не кот в мешке

На международных пушных аукционах звероводческие хозяйства республиканской ассоциации «Белпушнина»  конкурируют на равных с признанными в мире производителями

На международных пушных аукционах звероводческие хозяйства республиканской ассоциации «Белпушнина»  конкурируют на равных с признанными в мире производителями

Производство меха пушного зверя во многих странах является одной из самых устойчивых и прибыльных доходных статей бюджета. Причем не только там, где пушное звероводство традиционно является частью жизненного уклада населения. К примеру, в последние годы Китай стал одним из основных конкурентов на пушных мировых аукционах. Пушное звероводство в Беларуси развивается в соответствии с правительственной программой заготовок, переработки и экспорта пушных изделий. Одно из главных звеньев, координирующих работу звероводческой отрасли страны, – ассоциация «Белпушнина». На начало 2006 года в хозяйствах Беларуси всех форм собственности насчитывалось 214,4 тыс. голов пушного зверя: норки – 211,9 тысяч голов, лисицы – 1178, песца – 1349 голов. Ежегодно отрасль производит свыше 700 тысяч шкурок пушных клеточных зверей. 

По мнению исполняющего обязанности директора ассоциации Ивана Пролата, организация, которая включает все частные, а также ряд крупных хозяйств Минсельхозпрода и Белкоопсоюза, способна в ближайшие годы стать важным сегментом отечественной экономики. Ассоциация «Белпушнина» объединила вокруг себя все кролиководческие хозяйства и предприятия по производству изделий из меха. Ежегодная господдержка в размере 700 млн. рублей позволяет закупать за рубежом специфические корма и поголовье элитного зверя (преимущественно короткошерстной норки), мех которого пользуется повышенным рыночным спросом. По итогам 2005 года отрасль звероводства получила прибыль, за исключением отдельных коммунальных хозяйств. Лучшие показатели у звероводов СПК «Остромечево» Брестского, СПК «Прогресс-Вертелишки» Гродненского, РСУП «Первый Белорусский» Вилейского районов, а также у частного производителя — фермера Александра Борисенка на Витебщине. 

Однако, безусловно, лидируют в отрасли звероводческие хозяйства Белкоопсоюза, которые постоянно совершенствуют технологию и наращивают поголовье пушного зверя. Они-то и производят более 80 процентов всей белорусской пушнины, активно ведут маркетинговую работу и продвигают товар на внешний рынок.       

Поручение главы государства по увеличению экспорта белорусской пушнины организации Белкоопсоюза выполняют, и небезуспешно. Начиная с 2004 года в отрасли звероводства потребительской кооперации произошли структурные изменения, благодаря чему в 2005 году была получена прибыль более одного миллиарда рублей. Положительная динамика отмечена и в первом квартале 2006 года. Вот что рассказывает об основных приоритетах развития пушной отрасли начальник отдела внешнеэкономической деятельности и звероводства Белкоопсоюза Александр Ванцовский: 

— Самый лучший путь реализации белорусской пушнины —  аукционная торговля. Аукцион — наиболее цивилизованный путь реализации пушнины, исключающий из процесса нагнетающих цены различного рода «мешочников» и посредников. Итоги последних торгов свидетельствуют о том, что цены на качественный мех растут. Практически 45 процентов прошлогодней пушнины было реализовано на аукционе, что является несомненным успехом звероводческих предприятий Белкоопсоюза. 

К примеру, из 618 тысяч штук шкурок норки 236 тысяч было продано, как говорят, с молотка. Аукционы в Хельсинки (Финляндия) и Санкт-Петербурге подтвердили, что на рынке восточно-европейских производителей меха хозяйства потребительской кооперации способны занять лидирующие позиции. Хельсинкский аукцион направил в адрес Белкоопсоюза благодарственное письмо, в котором сказано, что Калинковичское зверохозяйство Гомельщины заняло первое место по продаже разновидности норки «паломина». Удар молоточка ведущего аукциона засвидетельствовал, что за нее покупатели заплатили наиболее высокую цену. Наши производители оставили позади коллег-звероводов из Голландии, Польши и России. 

На сегодняшний день предприятия потребительской кооперации выращивают норку десятка цветовых гамм, а также песцов и серебристо-черную лисицу. Однако из-за падения рыночного  спроса на мех с длинным ворсом мы вынуждены были пойти на значительное сокращение поголовья песцов и лис. Мировые цены на мех норки, наоборот, выросли на 30 процентов — наибольшим спросом пользовались такие разновидности, как «пастель», «дикая» и «жемчуг». 

Какие задачи ставит на ближайшую перспективу потребительская кооперация страны? 

На заседании Правления Белкоопсоюза были подведены итоги развития отрасли, проанализированы как успехи, так и просчеты, поставлены задачи на текущий год. Вселяют надежду согласованные с Минсельхозпродом и Белптице­промом объемы поставок отечественных кормов в размере около 15 тысяч тонн вместо прежних 4 тысяч тонн. Сокращение закупок импортных кормов почти наполовину позволит звероводческим предприятиям потребительской кооперации снизить себестоимость и улучшить качественные показатели. В нынешнем году они приобретут современное технологическое оборудование по первичной обработке меха, что позволит получать более качественную пушнину. В целях расширения наиболее востребованной цветовой гаммы Минсельхоз­прод намерен оказать содействие в приобретении молодняка пушного зверя из-за пределов республики. Из фонда поддержки сельхозпроизводителей Минсельхозпрода на развитие материальной базы отрасли звероводства потребительской кооперации будет выделено около миллиарда рублей. Все недостающие ветеринарные препараты, импортные мясные и рыбные корма будут куплены только после проведения тендерных торгов. Венцом всех усилий и стараний белорусских звероводов стали итоги успешной аукционной торговли. И в нынешнем году более 60 процентов пушнины будет выставлено на аукционах, что позволит нам выгодно ее реализовать и поднять престиж пушной отрасли. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter