Ни дать ни взять

В таможне обдумывают ноу–хау против коррупции

В таможне обдумывают ноу–хау против коррупции


Громкие дела о профессиональной корысти, добавившие скандальной известности Брестской, Гродненской региональной и Ошмянской таможням, не то чтобы открыли что–то новое. Не первые это уголовные дела в современной таможенной истории. Разве что лишний раз обратили внимание на больной вопрос: над чистотой профессиональных рядов работать еще и работать.


Об этом говорит и статистика: с начала года — 72 уголовных дела, под следствием — 60 сотрудников таможенных органов. На 60 процентов больше, чем за тот же период прошлого года. Корыстный интерес у отдельных работников таможни на удивление разнообразный: от бутылки дорогого коньяка до солидных сумм. Как устранить негативную тенденцию? Тонкости проблемы обсуждали на недавнем республиканском семинаре по профилактике должностных правонарушений, прошедшем в Гомеле.


— Система противодействия создана, — утверждает Председатель Государственного таможенного комитета Александр Шпилевский. — Тщательный отбор кандидатов на работу, профилактика...


Действительно, сделано немало. Законодательство по максимуму приближено к прозрачности: когда требования просты и одинаково понятны всем, тогда и поле для мздоимства резко сужается. Добавьте к этому инструкции, прописывающие каждый шаг сотрудника. Вплоть до содержимого карманов, в которых не должно быть ничего ценного. По–хорошему вообще ничего в них быть не должно. «Может, зашивать карманы?» — на семинаре не исключили и такого радикального способа профилактики. Плюс кандидатуру каждого (!) нового человека после основательной проверки биографии лично согласовывает Председатель ГТК.


— По субботам вычитываю дела. Иногда сильно удивляюсь, — признался Александр Шпилевский. — Вот скажите: куда вы смотрите, когда направляете мне материалы на выпускницу вуза со средним баллом «4»?


С другой стороны, перспективные молодые сотрудники — это надежда и опора таможенной службы. Председатель ГТК подкрепил эту позицию цифрами: среди многих сотен уволенных за последние годы молодых работников — единицы. А вот к тем, у кого за плечами больше 15 лет службы, возраст от 30 до 40 и никаких движений по карьерной лестнице, — другие вопросы:


— Это — наша группа риска, — констатировали аналитики собственной группы безопасности. — Если работник не стремится к росту и доволен простым «инспекторством», стоит присмотреться к нему внимательнее.


В Гомеле подобное наблюдение подтвердилось недавним и, надо сказать, первым за многие годы уголовным случаем. Инспектор за отдельную плату помогал предпринимателям беспошлинно ввозить товары из Украины. Огромные баулы в вагонах он упорно «не замечал». Благодарность получал уже на нейтральной территории. Суммы, надо заметить, не очень большие, но, судя по делу, систематичные.


— В чем было нарушение? — начальник Гомельской таможни Василий Гнатюк знает точный ответ на этот вопрос. — По правилам обследовать вагоны сотрудники обязаны в паре. Никаких одиночных хождений. В данном случае инспектор работал сам и направлялся в тот вагон, который ему был нужен.


К сожалению, порой инструкции оказываются бессильными перед стремлением сотрудников «подработать». Одна из последних идей — комиссии по профилактике. Впервые в таможенных органах такая комиссия появилась в Гомеле.


— Малейший огрех, который и нарушением не назовешь, для нас звонок — тут же вызываем сотрудника для разговора по душам, — Василий Гнатюк убежден, что в борьбе с должностными нарушениями надо использовать все возможные средства.


Кому–то такой разговор идет на пользу. Кто–то пропускает его мимо ушей. Но при следующем аналогичном проступке лишается контракта. Все публично. Серьезные нарушения заносятся на специальный стенд.


— Но еще большую ставку мы делаем на стимулы, — продолжает Василий Гнатюк. — Не взял подачку в 10 — 15 долларов и поставил об этом в известность руководителя — в течение трех дней получишь премию 200 тысяч рублей.


По пути «общественного влияния» сейчас пытаются идти и на других таможнях страны, где уже созданы похожие комиссии. Но руководитель ГТК с оптимистичными прогнозами эффективности новых структур не спешит. Александр Шпилевский убежден в одном: при создании новых образований не должно быть формального подхода, иначе они окажутся бездействующими придатками. Суть усилий предельно ясна: воспитать в сотрудниках полное неприятие должностной корысти. Огулом этого не сделать. Нужно дойти до каждого:


— В буквальном смысле слова, — конкретизировал Председатель ГТК. — Побывать у сотрудника дома, познакомиться с семьей, прочувствовать микроклимат и на основе этого суметь предвидеть, как зарекомендует себя на службе конкретный человек.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter