Невостребованный быт?

Почему бытовые услуги на селе часто не вызывают у людей особого интересаПрошли времена, когда житель белорусской деревни загружал в старенький автомобиль сломанный телевизор и ехал за тридевять земель в город на поиски мастерской. Сегодня на селе можно обратиться к квалифицированному специалисту и без проблем починить как “говорящий ящик”, так и одежду, воспользоваться услугами автосервиса, посидеть в интернет-клубе и сделать прическу в парикмахерской. Однако, к сожалению, не все доступные бытовые услуги находят своих заказчиков... Почему? Корреспондент “Народной газеты” провела собственное расследование, приняв участие в доставке заказов одного из сельских комплексных приемных пунктов.

Распишитесь в получении
...”Газель” объединения “Витрайбыт” загружается  одеялами, еще какими-то коробками и отправляется в рейс Копти — Шапечино. Увы, сегодня на селе самые востребованные услуги — ритуальные. Они-то и составляют более чем третью часть дохода в реализации продукции “бытовки” в Витебском районе.
Агрогородок Копти получил в подарок обустроенный и современный комплексный приемный пункт. С оборудованием для парикмахерской, с комнатой для размещения вещей напрокат, местом для мастера по ремонту обуви. Такой КПП нынче не редкость. Практически все агрогородки открываются с подобным сервисом. И в Витебском районе в этом году вслед за Коптями бытовое обслуживание поднимется на новую ступень в Бабиничах, Яновичах и Тарасенках.
Одиннадцать обязательных видов бытовых услуг — по сути минимальный пакет, а на деле — тот максимум, который сельчане в реальности освоить не могут. Не привыкли тратить деньги на ремонт мебели, стирку белья, химчистку, даже на парикмахерской и то экономят. Дескать, не городские, чтобы лоск наводить, мы — по-деревенски. Вот и получается, что как приемщик ни старайся, а план только ритуальные услуги и могут вытянуть.
В тот день в Коптях на КПП очень ждали привоза венков на похороны.
— Венки у нас быстро разберут, — говорит приемщик Надежда Кутузова. — Напрокат пока только велосипед взяли. А еще старушка приходила, одеяло спрашивала — хочет внучке на свадьбу подарить.
Посетительница Любовь Дунченко за уровень оказания бытовых услуг благодарит. Жаль только, что нет в Коптях своего сапожного мастера. Сердобольная приемщица Надежда Кутузова обувь в ремонт как примет, так сама и везет в «Витрайбыт», чтобы быстрее вернуть заказчикам. Ведь машина из объединения бывает нечасто, один водитель на весь район.
В деревню Шапечино мы везли коробку с отремонтированной обувью. Здесь помещение КПП ожидает ремонта, пункт расположен в одном доме с почтовым отделением. Удобно, ведь с почтой можно отправить любой заказ в объединение (такое практикуют для оперативности). Приемщица заказов Светлана Еремова — портниха, это большой плюс.
— Вот принесли льняные простыни пошить, — показывает Светлана. — Но в основном просят отремонтировать одежду, вшить молнию, в общем, по мелочам.
— Поступают ли просьбы, выполнение которых не предусмотрено в перечне бытовых услуг?
— Что вы, — говорит Светлана.  — Наоборот, некоторые наши услуги ни разу не были востребованы. Например, ремонт окон, заборов, изготовление столярных изделий. Приходится ездить в дальние села с продажей швейных изделий.
Дело мастера боится
Заместитель директора КУПОБУ «Витрайбыт» Алексей Тишутин говорит, что бытовые услуги еще только возвращаются в деревню. До недавних пор в этом объединении была большая текучесть кадров, руководство менялось едва не каждый год, а само здание комбината из-за протекающей кровли напоминало тонущий корабль. Теперь в здании сделан ремонт, перекрыта крыша, а у работников «бытовки» растет зарплата. Это стало возможным за счет роста объемов оказываемых услуг.
— Мы не делаем акцент на оказании швейных услуг, как это, например, распространено в Гродненской области, для нас все услуги важны, — говорит начальник управления бытового обслуживания населения Витебской области Полина Судиловская. — Но специфика региона — в большом количестве разбросанных населенных пунктов. В одном Браславском районе 656 деревень и хуторов. 72 процента — это малонаселенные деревни, где проживает менее 50 человек. А услугами мы должны охватить всех. В деревни, где 100 и более жителей, один раз в две недели обязательно приезжает наша мобильная служба быта, в остальные — по вызову.
Пока в области работает пять автобусов мобильной службы быта. В деревни выезжают парикмахер и мастера по ремонту обуви, одежды, телевизоров. Предлагают работники добрых услуг сельчанам и бензопилы, и кусторезы, и краскопульты, которыми оснащают в последнее время головные комбинаты.
Но самая, пожалуй, больная тема — дефицит настоящих мастеров. Да, заказчик скуп, смотрит на стоимость услуги, считает деньги, но все претензии предъявляет прежде всего к качеству.
— За то время, когда бытовое обслуживание было «в закате», — говорит Полина Судиловская, — мы растеряли мастеров. Сейчас делаем ставку на подготовку кадров, на программы обучения.
Хорошо, когда приемщик заказов не только приветлив, но и «с руками». Например, в КПП в Лужках Шарковщинского района приемщица оказывает и парикмахерские услуги. Ежемесячный доход составляет более двух миллионов рублей, зарплата выходит свыше 300 тысяч. А вот в Межево на Оршанщине парикмахера нет, и найти такого мастера не могут...
Стоит ли бояться конкуренции?
Предприниматель в сферу бытового обслуживания на селе предпочитает не идти. Невыгодно. А без выгоды какой бизнес? В Витебской области на селе есть только две частные парикмахерские, в Глубокском и Шарковщинском районах. Поменять молнию на одежде в сельском пункте можно за тысячу двести рублей, в то время как частник в городе берет за эту же услугу все пять тысяч. Отсутствие конкуренции, наверное, не лучшее условие для завоевания рынка. Сегодня по программе развития малых городов и населенных пунктов предусмотрены льготы для развития малого бизнеса в провинции. Почему так мало инициативы в сфере оказания добрых услуг? Возможно, меняется время, меняется менталитет, и все еще впереди. Хорошо бы...
Новые методы и формы работы сегодня активно применяют территориальные центры социального обслуживания населения. Но рассчитаны они прежде всего на одиноких престарелых граждан и инвалидов. В Верхнедвинском районе такой центр оказывает до 70 видов разовых социальных услуг. Социальные работники готовы и колодцы чистить, и окна мыть, но штаты у социальной службы ограничены.
— У нас нет конкурентов на селе, — говорит Полина Судиловская. — Мы просто дополняем друг друга, и это главное.

 
Комментарий специалиста:

— Говорить о сегодняшних проблемах развития быта в деревнях и селах — проще всего, — уверена генеральный директор Белорусского государственного объединения организаций бытового обслуживания населения Анна ЛАВРУКЕВИЧ. — Разумеется, нерешенных вопросов хватает. Однако давайте не будем забывать, что в перестроечный период подобный вид услуг вообще не оказывался! Починить сапоги или отремонтировать холодильник для жителя деревни было настоящей проблемой, не говоря уже о помощи в прополке огорода или в ремонте дома. И только после того, как вступила в силу программа возрождения села, система восстановилась на современном уровне. С 2003 года открыто 1749 комплексно-приемных пунктов бытового обслуживания населения, только за прошедших два года в целях укомплектования КПП квалифицированными кадрами в нашей стране подготовлено 659 человек, за восемь месяцев текущего года — 192 человека. Для молодого дела, которому от роду не больше четырех лет, это значительное достижение.
— Каким образом население агрогородка, деревни узнает о перечне бытовых услуг и расценках на них?
— Прейскуранты висят в магазинах, на почте. Это сделано специально для того, чтобы пожилые люди, которые не выписывают газет и редко смотрят телевизор, были своевременно информированы о том, где они могут починить одежду, заказать необходимые вещи, попросить о помощи в культивации земли.
— Анна Николаевна, специалисты вашей организации не раз проводили мониторинги самых необходимых услуг на селе. Какие из них сейчас наиболее популярны?
— Это прежде всего услуги ремонтного характера: ремонт обуви, бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, автомобилей. Также возросли потребности населения в услугах парикмахерских, бань и душевых, развитие получают услуги химической чистки и крашения одежды. По-прежнему востребованы, особенно пожилыми сельскими жителями услуги по вспашке огородов, помолу зерна, заготовке, сушке и обработке древесины, колке и укладке дров.
— Как обстоят дела с оказанием бытовых услуг представителями частной формы собственности?
— Если в 2000 году подобный вид услуг составлял всего 67,4 процента, то сегодня это уже 80 процентов. Здоровая конкуренция — это всегда шанс развиваться в ногу со временем.
— Кстати, о времени: уровень жизни на селе повышается, к концу 2010 года средняя заработная плата, запланированная программой возрождения села, предполагается в размере 450 долларов на человека. Значит ли это, что от организаций бытового обслуживания потребуется расширение дополнительных высокорентабельных видов услуг?
— Разумеется, и работа в этом направлении уже начата. Могу привести несколько примеров. В текущем году в Сморгони, Ивье, Волковыске и Островце внедрены клининговые услуги (уборка дома, вспашка огорода и т.д.). Прокат компьютерной техники активно действует в Чечерске, Ельске, Новогрудке, Борисове и Вилейке. В Сморгони налажено производство окон ПВХ. В некоторых населенных пунктах оказываются юридические услуги. Но кроме расширения перечня услуг необходимо задумываться о проблеме качества и культуры обслуживания, которую способны обеспечить только профессионально подготовленные мастера. Иногда проблема кадров стоит острее, чем проблема нехватки денег. Средств для развития бытового обслуживания на селе хватает. Нужны хорошо подготовленные, обученные и квалифицированные работники...

Справка «НГ»

По состоянию на 1 сентября на выполнение мероприятий по развитию бытового обслуживания согласно Государственной программе возрождения и развития села освоено 14,507 миллиарда рублей.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter