Как проходят съемки программы «Утро. Студия хорошего настроения» на телеканале СТВ

Неспящие в эфире

Какой секрет помогает ведущим утренней программы СТВ оставаться бодрыми в несусветную рань, что здесь делал краб Петрович и куда пропала любимица студии — муха по имени Валера

Какой секрет помогает ведущим утренней программы СТВ оставаться бодрыми в несусветную рань, что здесь делал краб Петрович и куда пропала любимица студии — муха по имени Валера


В 6.30 утра пара ведущих программы «Утро. Студия хорошего настроения» на телеканале СТВ уже развлекает зрителя, рассказывает свежие новости и искрометно шутит. «Телерадионеделя» напросилась в гости к Юрию ЦАРЕВУ и Юлии ШПИЛЕВСКОЙ. Пришлось ли для этого корреспонденту «СГ» вставать в несусветную рань? К счастью, нет — практически все выпуски программы пишутся заранее. По большей части из-за гостей программы. Их ведь не заставишь встать в 4 утра, чтобы успели приехать на съемку.


В 2013 году программа сменила место дислокации — переехала в здание Института журналистики БГУ. Студия позволяет разместить одновременно много гостей. Не так давно поставили рекорд – на чашечку утреннего кофе пришли аж 90 (!) человек — артисты Национального академического народного хора имени Г. И. Цитовича. Причем они умудрились здесь спеть и станцевать.

Заместитель директора дирекции художественных программ телекомпании СТВ Анастасия Савицкая говорит, что студия кажется зрителю больше, чем есть на самом деле, за счет «эффекта многоугольника» — специального приспособления, позволяющего снимать «панорамно». Кроме того, помещение оборудовано современной техникой: четырьмя камерами и одним так называемым «краном». Если снимать сверху, например, получится, говоря телевизионным языком, объемная картинка.

В оформлении помещения также свои секреты. Помогут зрителю проснуться только яркие цвета – красный, зеленый, желтый, а также корпоративные — оранжевый и синий. Со сменой поры года меняется и заставка на цветовом баннере. Сейчас в студии настоящее лето… Особая тема – костюмы. Они также должны быть яркими, чтобы зрителю захотелось за что-то зацепиться взглядом. Подбор наряда всецело в руках стилиста. «Когда готовили съемки а-ля ретро, бывало, что наряды находили только на «Беларусьфильме». Ведь образ должен быть четко продуман. Когда один из ведущих Дмитрий Кохно пришел на съемку в джинсах, тут же отправили переодеваться», — рассказывает Анастасия Савицкая.


В ГРИМЕРКЕ готовят к выходу Юрия Царева и Юлию Шпилевскую. Эта пара четыре года ведет передачу. Всего же в «Студии хорошего настроения» три группы тележурналистов. У каждой из них своя фишка: Ольга Бурлакова и Александр Меженный – остряки, Александра Каштанова и Дмитрий Кохно – воплощение красоты и гламура, Юлия Шпилевская и Юрий Царев – интеллектуалы. Юрию вообще приходится частенько вставать с рассветом – он еще и на радио ведет утренние эфиры.

— Что помогает взбодриться: чашка кофе, гимнастика?

— Не чашка, а бадья, а еще несколько котлет вприкуску вместо сахара (смеется). А если серьезно, стараюсь плотно поесть, чтобы «запустить» организм. Поэтому даю совет: хотите проснуться – хорошенько позавтракайте.

— А меня еда не разбудит, — вздыхает Юлия. Утром ей тоже, впрочем, не до сна – малыша нужно собрать и отвести в сад.

Юлия Шпилевская в «Студии хорошего настроения» — старожил. Стояла у истоков программы, которой уже 11-й год, с 2007 года сама пишет сценарии для выпусков: «Приезжали на запись и сельчане. Коллективы художественной самодеятельности и представители деревенских театров, были даже пчеловоды. Люди искренние, живые, интересные. С ними легко найти общий язык».

Были в студии и гости в «нечеловеческом» обличье. Во время чемпионата мира по хоккею заглядывал и краб Петрович собственной персоной. Эфиром, смеется Юрий, остался доволен: «Мне удалось подержать его в руках. Максимум, что он мог, откусить палец, а у меня их десять». Но Петрович вел себя смирно, не кусался, напротив, с умным видом смотрел в телекамеру, словно примерил на себя роль телезвезды. Записывались в «Студии хорошего настроения» собаки, черви, которые обитают в Коста-Рике, змеи, ящерицы, бабочки. Последние, кстати, доставили много хлопот. «Это был особый вид — бабочки, которые живут всего одни сутки. Когда накануне выставки организаторы принесли их в студию, разлетелись по разным уголкам. А на следующий день во время записей других выпусков они сваливались на нас с потолка», — вспоминает Юлия Шпилевская.

— Но был в студии и свой «домашний питомец» — муха Валера, — включается Юрий. — Имя «соведущей» придумал я. Муха жила в студии долго, мы не решались ее выгнать или прибить. Постоянно путалась в кадре. Порой приходилось останавливать съемки. Муха Валера — долгожитель, но недавно куда-то пропала. Видимо, решила поменять программу – приелась, наверное...

С гримом закончено – телевизионщики в полной боевой готовности. Направляемся в студию, где уже ждет гость утренней программы — директор Дворца культуры Молодечно Светлана Сороко. Речь в передаче пойдет о Национальном фестивале белорусской песни и поэзии «Молодечно-2015». Все участники усаживаются за стол. В руках Юрия и Юлии планшеты (прошли те времена, когда для подстраховки использовались бумажные носители). На столе чашки с кофе. Напитки, которые ведущие пьют в кадре, – не бутафория, все настоящее, сама проверила.


СЪЕМОЧНАЯ группа – 15 человек – наготове. Итак, программа начинается. Ведущие приветствуют телезрителей, знакомят с гостем студии. У Светланы Григорьевны день рождения, поэтому ведущий преподносит ей цветы от СТВ. Правда, записать момент удается только с третьего раза. «Нормальная ситуация, — толкует мне режиссер Ирина Томашевская. – Нужно, чтобы зритель увидел идеальную картинку, для чего записываем участников в разных ракурсах, и если что не так пошло, останавливаем съемку». Работают телевизионщики по плану-сценарию, но «пишут» все индивидуально. Затем эти куски монтируются в нужной последовательности.

Интервью со Светланой Сороко готово. На все про все — десять минут, ведь держится она как настоящий телевизионщик. Однако не всегда выходит гладко: бывает, на съемки уходит не меньше часа.

Слово в программе дается не только гостям, но и зрителям. Как так, ведь программа в записи, недоумеваю я. Но все просто — технические возможности студии позволяют зафиксировать такой звонок, затем в ход идет искусство видеомонтажа. Такие записи вставляются, когда программа монтируется.

Заглядываю в режиссерскую аппаратную. Все здесь, как в космическом корабле, – кругом мониторы, пульты, кнопки. Хозяин аппаратной Ирина Томашевская как истинный дирижер командует съемочной симфонией. Следит за камерами, светом, внешним видом и разговором ведущих. «Первая камера – крупный план, фото на экран…» — отдает указания коллегам Ирина. На столе у нее сценарий программы. По нему ориентируется, какой фрагмент в очереди на запись. Он пишется заранее. Но это не значит, что для импровизации нет места. Бывало и такое, что в студии даже споры возникали. «Правда, до драки не доходило, — признается в перерыве Юлия Шпилевская. — Конечно, сценарий — это костяк. Точка отсчета. Но экспромты только приветствуются».

…Все куски программы записаны, у каждого из них отдельный файл. Весь материал передается на монтаж. Специалисты вырежут все неточности и оговорки, чтобы уже утром «Студия хорошего настроения» радовала своего телезрителя.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter