Кому рассчитываться за квартиру?

Неоплатное доверие

Бытует мнение, что лучше уж вступать в деловые отношения с посторонними людьми, чем с родственниками. Действительно, ссоры между близкими случаются нередко, а поводов находится множество. К примеру, могилевчанка Валентина С. повздорила с собственной племянницей из-за коммунальных платежей.


Бездоговорные отношения

40-летняя Валентина после развода много лет одиноко проживала в двухкомнатной квартире. А потом на дне рождения подруги познакомилась с интересным жителем Бобруйска, который очень скоро позвал ее в свой город, чтобы жить вместе. Мужчина Валентине нравился, решила принять его предложение. А чтобы собственная жилплощадь не пустовала, предложила пожить в ней племяннице Ольге, студентке одного из могилевских вузов. Думала, заодно и на «коммуналке» сэкономит. Пускать посторонних ей не хотелось.

Вообще-то, у Ольги, дочери родной сестры Валентины, есть место в студенческом общежитии. Девушка приехала учиться из райцентра, в котором жила с родителями.

Конечно, предложение тетки ей понравилось — можно в спокойной обстановке готовиться к занятиям. Да и быт лучше налажен: в любое время есть возможность принять душ или ванну, воспользоваться стиралкой, кухня с разно­образной утварью в ее распоряжении.

Валентина сразу поставила условие: никаких денег за пользование жилплощадью ей не надо, племяннице предстоит только оплачивать «коммуналку». Конечно, письменных договоров и соглашений не составлялось.

Переехав в другой город, Валентина время от времени звонила племяннице, интересовалась, все ли в порядке. Та отвечала утвердительно. Поступает ли оплата за коммунальные услуги, хозяйка не проверяла — обустраивалась на новом месте, было не до того.

А через три месяца она вдруг узнала, что Ольга наделала долгов по «коммуналке», не только введя в расходы квартирную хозяйку, но и поставив ее в крайне неудобное положение. Прежде Валентина рассчитывалась за квартиру всегда свое­временно.

Родная тетя долги погасила

Конечно, первым делом владелица недвижимости с сожителем погасили долги — около 280 рублей, чтобы дальше не накапливались. Они знали, что, если бы этого не сделали, у Валентины могли бы начаться серьезные неприятности. Случалось, злостных неплательщиков «коммуналки» даже выселяли с жилплощади.

Но, закрыв долги, владелица квартиры решила разобраться, что к чему, и по возможности восстановить справедливость.

Однако племянница вдруг заявила, что платить за «коммуналку» не намерена. Дескать, квартирой пользовалась не постоянно — иногда ночевала, стирала в машине свои вещи, готовилась к занятиям. Но чаще по-прежнему жила в общежитии — там веселее да и добираться на занятия ближе. Не будет же родная тетя брать с нее деньги за такие мелочи, как несколько визитов, пусть и в ее отсутствие.

Осмотрев свою жилплощадь, Валентина нашла ее практически в том же состоянии, в котором оставила: все вещи на месте, ничего не испорчено. Явно племянница периодически делала уборку. При этом холодильник был включен, в нем хранились кое-какие продукты. Правда, электричества за время отсутствия хозяйки нагорело немало: ясно, что и свет включали, и бытовой техникой активно пользовались.

Валентина поговорила с соседкой. Она сказала, что девочку видела часто, хоть, пожалуй, и не ежедневно, пару раз та даже приводила подругу — наверное, вместе готовились к занятиям. При этом за стенкой всегда было тихо, шумных компаний не собиралось. На вопрос, ночевала ли здесь Ольга постоянно, соседка ничего не смогла ответить: специально за девушкой не следила, никто ее об этом не просил.

Впрочем, по мнению Валентины, племянница в любом случае должна была оплачивать «коммуналку»: от квартиры она не отказывалась, ключи вернуть не предлагала.

Деньги за гостеприимство

Владелица квадратных метров, посчитав себя обманутой, позвонила своей сестре Надежде, матери Ольги, объяснила ситуацию. Но та ответила:

— Когда вы с ней договаривались, моего мнения никто не спрашивал, а теперь ты пытаешься сделать меня крайней.

Юрист, к которому Валентина обратилась за советом, сказал, что получить с Ольги деньги в этом случае практически невозможно: доказательств их договоренностей нет, письменно они не оформлены. К тому же девушка все же родственница. Разве мы берем деньги с близких за гостеприимство?

В семье перессорились все — Ольга с матерью и теткой, сестры между собой. Даже гражданский муж Валентины упрекнул ее в том, что не умеет правильно договариваться со своими родственниками, создает себе проблемы. Он считает, погасили долги — и ладно, надо успокоиться. Тем более что сам дал сожительнице большую часть денег на оплату.

Но дело, видно, не только в убытках, но и во взаимной обиде. Тетка студентки чувствует себя обманутой. Ее же племянница сегодня уверяет, что, когда тетушка давала ей ключи, поначалу речи об уплате за «коммуналку» вообще не шло. Сестра матери просто просила заходить время от времени, смотреть за порядком. Разрешила, если нужно, оставаться ночевать, готовиться к занятиям. Это уже позже, по телефону, речь вдруг зашла об оплате.

То ли кто-то из этих двоих лукавит, что-то недоговаривает, то ли они просто неправильно поняли друг друга. Но в любом случае конфликт требует решения.

Геннадий Михолап, адвокат Могилевской областной коллегии адвокатов:

— По данной ситуации снова и снова хочется напомнить, что, несмотря на родственные связи и доверие между сторонами, вступающими друг с другом в какие-то правовые отношения (в данном случае жилищные) на начальном этапе, необходимо руководствоваться письменной формой договора. Он заключается в соответствии с законодательством и будет определять права и обязанности сторон, а также ответственность за неисполнение обязательств, в том числе и по оплате коммунальных услуг в период проживания. В частности, можно заключить договор безвозмездного владения и пользования жилым помещением. Он и определял бы, во-первых, обязанность оплачивать коммунальные услуги, во-вторых, возможную ответственность пользователя помещения за неоплату этих услуг за время своего проживания. Ответ же на вопрос, что делать в ситуации, когда вы просто доверились родственнику и не оформили как положено возникших отношений, лежит за пределами права — в области взаимоотношений родственников, их совести и т.п. Можно пробовать взыскивать причиненный ущерб подачей иска. Но надо будет доказывать в том числе, что сторона брала на себя обязательства возмещать коммунальные услуги. При этом контроля за оплатой и проживанием не было, т.к. долг накопился за сравнительно длительный период.

mendeleva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter