Необычная Дружба

В  конце  сентября  начинается  застройка  уникального  жилого  района  на  юго-западе  Минска

В  конце  сентября  начинается  застройка  уникального  жилого  района  на  юго-западе  Минска

Пока это всего лишь белое пятно на карте столицы. Безлюдный пустырь на окраине Московского района. Ждать осталось недолго. Пройдет пять лет, и в черте мегаполиса вырастет городок будущего. 20-этажки, широкие бульвары, причудливые архитектурные изыски. Таким видится проектировщикам новый район Дружба, которому в 2011 году суждено стать «южными воротами» Минска. 

Строительство Дружбы заложено в генеральном плане развития Минска до 2030 года. Документ утвержден указом Президента Республики Беларусь в 2003 году. Проект нового района был готов еще прошлой осенью. И вот теперь за дело берутся строители. Работа развернется на общей площади более 125 гектаров. С запада Дружба граничит с проспектом Дзержинского, с юга ее окаймляет Минская кольцевая автодорога, с востока — железнодорожная линия Минск—Барановичи. Севернее — деревня Дружба, которая соседствует с Лошицкой водно-зеленой системой. 

— В конце сентября строители заложат фундаменты первых домов, — сообщил мне Олег Швец, начальник отдела перспективного проектирования управления капитального строительства Мингорисполкома. – Определены подрядчики: ОАО «МАПИД» по жилью и трест № 15 по инженерным сетям и дорогам. Сначала будем строить дома в Дружбе-3, которая ближе к тепловым сетям. 

Руководитель бригады архитекторов УП «Минскпроект», главный архитектор проекта жилого района Дружба Михаил Ключенович раскрывает планшет и предлагает мне виртуальное путешествие. 

С улицы Есенина попадаем на главную магистраль нового района. Она делит застройку на две части: ближе к МКАД расположится самый крупный микрорайон Дружба-1, по другую сторону ближе к проспекту Дзержинского разместится микрорайон Дружба-2, а к железной дороге – Дружба-3. Районы четко поделены на кварталы, образующие замкнутые жилые группы с инфраструктурой. На пешеходные дорожки как бы нанизаны детские сады, школы, магазины, ЖЭСы, отделения банков, аптеки. Это удобно и безопасно – не надо часто пересекать проезжую часть. 

В Дружбе пешеходы будут чувствовать себя хозяевами дворов. Парковки возле домов вместят лишь четверть собственных машин жильцов. Вдоль железной дороги предусмотрено шесть 5-этажных паркингов. Каждый — на 800 машиномест. Всего здесь планируется соорудить около 8000 организованных охраняемых машиномест (в среднем по одному на каждую семью). Паркинги одновременно послужат и щитом, защищающим новоселов Дружбы от шума поездов. А со стороны МКАД поглощать гул автомобилей будет зона бизнес-центра с учреждениями бытового обслуживания. 

Несмотря на удаленность от центра, жители Дружбы не испытают дискомфорта. Примерно в 2013 году метро доберется от «Петровщины» до пересечения проспекта Дзержинского с улицей Есенина (здесь появится станция «Малиновка»). Разработан футуристический проект, который навесными мостами из стекла и металла соединит вход в метро с торговыми центрами и стоянкой автомобилей. 

В перспективе по северо-восточной границе Дружбы пройдет трамвайная линия. Но более интересна железнодорожная ветка. Главная магистраль района выходит к станции «Курасовщина». По замыслу жители Дружбы первыми оценят удобство столичной электрички, которая станет ходить гораздо чаще. Десять минут – и ты на вокзале или, наоборот, в пригородной зоне отдыха. 

— Дружба уникальна. Другого похожего района в Минске нет и не будет, —  убежден Михаил Ключенович. – Конечно, отдельные панельные дома – это близнецы тех, что построены в Сухарево-6 и Лошице-2 (эти микрорайоны проектировала наша архитектурно-планировочная мастерская). Но в остальном все необычно. Это и расцветка зданий (оттенки теплых цветов радуги), и 22-этажные высотки с конусами на крыше, и причудливая извилистая аркатура, напоминающая римский Колизей. Арочная композиция огибает проспект Дзержинского и «плывет» волной метров 300 вдоль улицы Есенина. 

Вот только волнуется Михаил Иосифович, что некоторым архитектурным задумкам, возможно, не суждено воплотиться в стройматериале. Так было в Лошице, Малиновке, Сухарево, других микрорайонах. На месте проектируемых индивидуальных зданий в реальности вырастали безликие панельные девятиэтажки. Одна из причин – нехватка средств. Может, поэтому столичные спальные микрорайоны кажутся такими похожими друг на друга? 

— На этот раз отклонений от замыслов проектировщиков не будет, — поясняет «Р» заместитель председателя Минского горисполкома Вячеслав Кушнер. – План проекта Дружбы утвержден в Мингорисполкоме. Значит, сохранятся и фронтальная застройка проспекта Дзержинского современными зданиями, и аркатура. Раньше же отклонения от проектов происходили из-за несовершенства нормативной базы. 

Пожалуй, Дружба станет вполне привлекательным местом для жизни. Здесь комфортно будут себя чувствовать и люди с ограниченными возможностями. В некоторых квартирах на первых этажах предусмотрены персональные оборудованные входы для инвалидов-колясочников. А в Дружбе-3 откроется центр реабилитации для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 

В каждом микрорайоне будут свои школы, детские садики, аптеки, филиалы отделений банков, пункты связи. Появятся даже два бассейна и гостиница. Чего бы еще добавить? На мой взгляд, гармонично в архитектурный ансамбль вписался бы памятный знак. Ведь название района красиво и символично — Дружба. Дружба между людьми, городами, народами, дружба между человеком и природой. Почему бы не дать этому широкому понятию воплощение в бронзе? А что взять за основу – над этим еще надо подумать. 

На снимке: так будет выглядеть микрорайон Дружба-3.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter