Необъятные горизонты науки

Накануне съезда ученых Беларуси, который пройдет 31 октября — 1 ноября, министр образования Александр Радьков встретился за круглым столом с ректорами белорусских вузов, заведующими кафедрами университетов, директорами научно-исследовательских центров, академиками

Накануне съезда ученых Беларуси, который пройдет 31 октября — 1 ноября, министр образования Александр Радьков встретился за круглым столом с ректорами белорусских вузов, заведующими кафедрами университетов, директорами научно-исследовательских центров, академиками. Все они — делегаты крупнейшего форума ученых, в котором, кроме 637 белорусских представителей, примут участие иностранные гости.

Стоит ли доказывать, что без научных основ в учебном процессе, инновационных разработок сложно достичь высоких экономических показателей. Но работать по старинке в процессе освоения азов профессии уже нельзя. Это та сфера, которая должна не просто реагировать на малейшие изменения и требования современного общества, а предвидеть, предугадать, в каких специалистах будут нуждаться в ближайшие годы белорусское производство и экономика. Эту мысль высказал во время работы круглого стола Александр Радьков. 

Какой базой теоретических знаний сегодня должен обладать студент, чтобы приступать к практике и демонстрировать хороший результат? Промышленники, безусловно, озабочены в первую очередь экономическими показателями, и это нормально. Но как, работая на перспективу, не забыть об инновациях в организации научных исследований и наряду с необходимым студенту опытом на производстве не упустить необходимого теоретического поля знаний? Остро стоит проблема привлечения в науку молодежи. По этим вопросам, поставленным министром, высказался почти каждый из участников встречи. К примеру, в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники, по словам его ректора Михаила Батуры, в практику вошло создание учебных кафедр непосредственно на производстве. Стоит задача, чтобы у каждой такой вузовской ячейки было по два-три производственных филиала. Пока их немного. Данный процесс шел бы быстрее, будь в стране соответствующая правовая база для этого, где были бы оговорены штат сотрудников, возможность переноса части учебного процесса в филиал. 

Кстати, такой опыт применяется уже не первый год и в старейшем вузе страны — Белорусском национальном техническом университете, отметил его первый проректор Владимир Соломахо. Там филиалов кафедр уже 15. 

По словам Михаила Батуры, обеспокоенность вызывает и тот критический уровень фундаментальных исследований, к которому пришли в прошлом году, — всего 34 процента по сравнению с 74 % в 2004 году. Причина, считает ректор, в отсутствии финансирования фундаментальных научных исследований. Деньги выделяются только на прикладные разработки. По этой причине в университете перестала работать школа исследователей, где занимались изучением сверхвысоких частот. 

Молодежь и наука — не менее острая проблема. Современные молодые люди больше перспектив видят в бизнесе и уходят в частные структуры и организации. Это неплохо, но профессорско-преподавательский состав высшей школы стареет, и пока ему нет стопроцентной замены.    

В БГУИРе молодежь заинтересовывают материально: надбавка к окладу у такого специалиста — 100 %. Но как не перегнуть палку в подобной мотивации труда и не добиться того, что стипендия аспиранта станет выше, чем зарплата у ассистента? 

Много неясного вокруг эффективности вузовских разработок. У представителей вузовской науки факты наличия научных открытий и новых разработок сомнения не вызывают — они действительно есть и успешно работают на производствах. «Но кто их «считал»?» — правильно задается вопросом Александр Радьков. Всю материальную прибыль забирает себе то предприятие, где новинка внедрена. Про ее же научных разработчиков затем никто не вспоминает. Вот и получается, что белорусская высшая школа только «просит» деньги у государства, ничего не давая взамен, что, разумеется, совсем не так на деле. Более того, вузы должны иметь собственный капитал. Для того чтобы успешно изучать неожиданные открытия. К примеру, в НИИ физико-химических проблем при БГУ недавно и абсолютно неожиданно ученые открыли новую технологию лечения меланомы, отметил директор института, член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси Олег Ивашкевич. Чтобы детально ее исследовать, никак не обойтись без дополнительных финансовых вливаний. Но деньги из бюджета выделяются только под те долгосрочные программы, которые определяет для себя вуз. Получается, что открытиям не место в работе белорусских ученых? Но ведь все гениальное, как известно, было обнаружено случайно. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter