Ненависть — это яд

В Москве арестован 18-летний скинхед-нацист. Ученик школы иконописи (?!) признался, что вместе со своим приятелем–одногодкой из Российского государственного университета физкультуры убил 37 (!!!) человек, отличавшихся от него национальностью 
В Москве арестован 18-летний скинхед-нацист А.Рыно... Философы эпохи Просвещения искренне полагали: если всех людей одеть, накормить и, самое главное, дать хорошее образование — в мире не останется зла. Наивные! Самые страшные в истории человечества преступления были совершены уже после смерти Руссо и Вольтера, когда большинство людей научились и читать, и писать...

Я счастлив, что в этой жизни мне некого ненавидеть (все во мне по–настоящему закипает, только когда говорят об уже отживших свое исторических персонажах — времен 40-х годов прошлого века). Мне ничего не остается, как понимать тех людей, которые всем сердцем ненавидят убийц или насильников своих близких (хотя я все равно считаю, что судить злодеев нужно хладнокровно и должно это делать государство, а не потерпевшие или их родственники). И я не понимал и никогда не пойму, как можно ненавидеть другого человека только потому, что его кожа другого цвета, он поклоняется другому Богу — в общем, он не такой, как ты...

Самая главная историческая загадка для меня — нет, не кто стоит за убийством Джона Фицджеральда Кеннеди, а почему нацисты уничтожали евреев и как Гитлер смог заразить своими идеям немцев. Я специально прочитал несколько сочинений на эту тему, но все равно не понял аргументации их авторов. Отчаявшись, я успокоил себя тем, что здесь не понимать нужно, а, видимо, быть в душе зверем. Вот и всё.

Где учился ненавидеть москвич Артур Рыно, я не знаю. В российских газетах, которые вчера дружно написали об этом 18–летнем в сущности еще мальчишке, на этот счет ничего не сказано. Зато в них написано, что ученик школы иконописи (?!) признался, что вместе со своим приятелем–одногодкой из Российского государственного университета физкультуры убил 37 (!!!) человек, отличавшихся от него национальностью.

Может, я и ошибаюсь, но, кажется, только при прокуроре Вышинском показания против себя (обычно выбитые вместе с зубами) считались достаточным основанием для вынесения приговора. Так что следствию еще предстоит проверить показания скинхеда. И если они подтвердятся, то дело Рыно затмит даже резню в синагоге в Москве, устроенную Александром Копцевым, и «очистительный» взрыв на Черкизовском рынке там же. Пока же с уверенностью будем говорить только об одном смертном грехе Артура Рыно. Суть произошедшего в зависимости от его масштаба не меняется.

Полтора месяца назад Артур Рыно и его подельник с ножом напали на московского бизнесмена, армянина по происхождению. Перед смертью он успел описать своих убийц: два молодых человека с бритыми головами и в ботинках–берцах. Преступники в прямом смысле даже еще не успели смыть с рук кровь своей жертвы, когда их задержали. Когда стало ясно, что все улики против них, молодые люди заговорили.

Сказать, что к чудовищному концу Артур Рыно пришел каким–то особым путем, не скажешь. Произносит довольно тривиальные слова из серии «понаехали тут». С подельником познакомился на драках футбольных фанатов. И т.п. Чего им не хватало? Точно не образования.

В редакцию письмо пришло из Бреста. В нем записанный в косвенной речи рассказ женщины, приехавшей из Америки навестить свою родную школу. Есть там такой абзац — любопытна не фактура, к которой я не стал бы подходить как к истине в последней инстанции, а сам ход мысли: «А недавно случилось такое происшествие: приехали в Америку мама с сыном. Тот на заправке пошел купить чего–нибудь поесть. К нему вдруг подходит черный человек (слово негр в английском языке звучит как оскорбление, но, на мой взгляд, по–русски «черный человек» — прямо как у Есенина — звучит вообще зловеще. — И.К.), что–то спрашивает, а парень за незнанием английского языка пожимает плечами. Черному это не понравилось — он достал пистолет и убил парня... Черные люди не очень–то любят русских...»

Философ и писатель Сартр говорил, что умные люди не бывают злыми — злость предполагает ограниченность, априорную глупость. Я все–таки верю, как и философы Просвещения, как и французский экзистенциалист, что от ненависти можно отучить, поэтому, наверное, и писал эту статью.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter