Нельзя бездумно плугом по живому

По мнению многих специалистов, в растениеводстве в качестве таковой можно рассматривать бесплужную обработку почвы. Хотя справедливости ради надо сказать, у нее есть не только пропагандисты, но и противники. Наверное, истина, как это чаще всего бывает, где-то посередине. Именно из этого и исходит редакция, предлагая читателям данную публикацию.

Проблемы повышения эффективности АПК, выдвинутые IV Всебелорусским собранием в качестве приоритетных на текущую пятилетку, невозможно решить без активного перехода на современные ресурсосберегающие технологии.

По мнению многих специалистов, в растениеводстве в качестве таковой можно рассматривать бесплужную обработку почвы. Хотя справедливости ради надо сказать, у нее есть не только пропагандисты, но и противники. Наверное, истина, как это чаще всего бывает, где-то посередине. Именно из этого и исходит редакция, предлагая читателям данную публикацию.

ОДНОЙ из главных проблем аграрного сектора является высокая себестоимость. Более 40 лет занимаясь внедрением ресурсосберегающих технологий возделывания сельхозкультур, я глубоко сомневаюсь, что аграрии имеют четкое представление, как в растениеводстве в ближайшие годы обеспечить уровень рентабельности в 25—30 процентов. К сожалению, здесь так и не выделено то начальное и основополагающее звено, которое в корне может изменить наши экономические показатели. 

По-моему твердому убеждению, таким звеном является сохранение и приумножение плодородия почвы. И до тех пор, пока каждый аграрий, как, впрочем, и ученый, не уяснит это, не признает, что почва — это живое, мы, говоря по-белорусски, будем «бiцца як рыба аб лёд», и ни о какой рентабельности и речи быть не может.

Погибая, живое дает урожай — падает, естественно, плодородие. Но если мы вовремя оставшемуся живому дадим питание (углерод, а не NPK), то оно, живое, возродится, то есть возродится плодородие. За многолетнюю практику в различных регионах республики мне приходилось встречаться со многими аграриями, понявшими суть плодородия почвы и обеспечивающими получение сельхозпродукции с уровнем рентабельности свыше 40 процентов, а отдельных ее видов и более 100. Конечно, в одной газетной статье невозможно изложить все проблемы, касающиеся сохранения плодородия почвы. Однако я все же приведу некоторые постулаты, которые установлены выдающимися учеными-опытниками.

1. Одна из основных составляющих плодородия почвы — гумус — образуется преимущественно в верхнем аэробном слое. Например, на опытах Мальцева (в середине прошлого столетия) советскими учеными-микробиологами (Востровым и другими) установлено, что образование гумуса в слое 0—6 см в 24 раза превосходит образование гумуса в слое 14—20 см.

Лишая же аэробный слой растительных остатков (глубокой отвальной вспашкой на 20 см и более), мы лишаем питания живое, и оно начинает питаться секвестированным гумусом, уменьшая таким образом плодородие, а обнаженное органическое вещество (в основном углерод — питание живого) испаряется. Вот так и родилось понятие «выпаханная земля», то есть земля, потерявшая плодородие.

Многие же считают, что гумус образуется в анаэробных условиях (в нижних слоях почвы с недостаточным содержанием кислорода), а в аэробных условиях (в верхних слоях почвы с достаточным содержанием кислорода) идет полное разложение органического вещества вплоть до углекислоты и воды — естественно, без секвестирования (накопления) гумуса в верхнем слое. Но современная микробиологическая наука опровергает такие утверждения. И в этом может убедиться каждый хлебороб, сделав несложный почвенный разрез на залежи.

2. Вникнув в изложенный в п.1 материал, мы придем к выводу, что теория глубокой отвальной вспашки фактически ведет к стагнации всего агропромышленного комплекса. И это не просто слова — ниже будут приведены убедительные факты.

3. Хлебороб должен четко знать, что чем глубже он запашет растительные остатки, солому, органику, тем больший вред принесет культурному растению, поскольку в бескислородной среде из запаханной массы образуются в основном продукты брожения: уксусная, пропиленовая, масляная кислоты, которые токсичны для растений. Рекомендации о внесении азота из расчета 10—12 кг на 1 тонну соломы этот негативный процесс только усугубляют.

Однако негатив исчезает, если мы оставим эту массу сначала на поверхности, а затем перемешаем ее с верхним слоем почвы, например, дисковым рабочим органом, диско-чизельным или другим, но все они должны непременно совершать мелкую обработку не глубже аэробного слоя. И вносимый азот в этом случае пойдет на благо, ускоряя ферментацию вносимой массы. При этом углекислый газ, образующийся в аэробном слое в результате дыхания микроорганизмов (активность их дыхания в 200 раз превосходит человеческое), по капиллярам опускаясь в нижние слои, превращается в угольную кислоту, которая, растворяя минералы, добывает растениям прямо из почвы тот же фосфор, калий и другие микроэлементы. В природе этот процесс происходит миллионы лет — очень медленно, но человек его может многократно ускорить грамотной обработкой почвы.

4. Учитывая почвенное разнообразие регионов, в республике должна быть принята за основу разноглубинная комбинированная обработка почвы, которая вбирает в себя все положительные моменты как отвальной мелкой, так и безотвальной поверхностной и безотвальной глубокой подпахотной технологий. Такой тип комбинированной обработки наиболее полно отвечает агротехническим требованиям сохранения плодородия, так как и верхние, и нижние слои, обработанные безотвально, в большей степени остаются в своем естественном (гетерогенном) состоянии, при этом показатели порозности и аэрации анаэробного слоя значительно превосходят аналогичные показатели на отвальной вспашке. Несмотря на значительный рост активности почвенной биоты, минерализация гумуса замедляется в 3—4 раза, то есть происходит то, что мы можем увидеть на залежных землях. Это явление установили русские ученые-почвоведы Докучаев и Костычев еще во второй половине ХІХ века.

Отвальной же глубокой вспашкой мы систематически, уничтожая живое, ослабляем потенциальное плодородие почвы. Поэтому и неудивительно, что, затрачивая немалые средства на защиту, не смогли за пятилетку улучшить даже фитосанитарное состояние почв республики.

5. Особый разговор об освоении системы земледелия No-Till. Корпорация «Агро-Союз» (Украина) предлагала еще три года назад реализовать такой агропроект в республике. Были выделены даже базовые хозяйства для пилотного внедрения, сотрудники корпорации «Агро-Союз» посетили их. Проведены коллегии Минсельхозпрода, семинары, сотни как рядовых аграриев, так и членов правительства посетили модельное хозяйство «Агро-Союз» в Днепропетровской области. Но и сегодня прогрессивная технология для нас, по образному выражению американского фермера, остается «белой книгой».

Если не удобрения, не средства защиты и даже не генетика формируют урожай, а только, по утверждению академика Кукреша, количество солнечных часов, то как объяснить просто фантастические результаты в большом количестве сельхозпредприятий республики и мизерную отдачу балло-гектара в хозяйствах, расположенных рядом с лидерами?

Показатель отдачи балло-гектара — хороший показатель. Но если взять его за основу, то лидерами в республике будут вовсе не Гродненский и Несвижский районы, а совсем другие районы и хозяйства. Известно ведь, что средняя отдача балло-гектара в последние годы в Несвижском районе составляет 135 кг зерна. Но есть хозяйства, где естественное, то есть потенциальное плодородие почвы, чуть ли не в два раза ниже, а отдача балло-гектара — в два раза больше! И при этом плодородие (гумус) не уменьшается, а увеличивается.

В этой связи, поскольку мы говорим сегодня об уровне рентабельности сельхозпроизводства и экономии ресурсов, целесообразно пользоваться коэффициентом энергетической эффективности получения сельхозпродукции. И тогда мы воочию убедимся, где у нас есть резервы и какие проблемы надо решать в первую очередь.

Имеется ряд хозяйств, например, агрокомбинат «Заря» Мозырского района, где снимаются рекордные урожаи сельхозкультур на балло-гектар, но при этом гумус в почве не уменьшается, а увеличивается! Фактически там внедрена новая агротехника, отвальные плуги уже много лет как законсервированы. В 2010 году решением Гомельского облсельхозпрода началось массовое внедрение опыта «Зари» в масштабе области. В прошлом году всю зиму специалисты комбината в учебном центре Гомеля делились опытом ресурсосбережения, и не только в растениеводстве, где уровень рентабельности уже давно перешагнул 40 процентов. У них и в животноводстве дела не хуже, потому что научились получать дешевые корма.

В «Заре» монокультурой является кукуруза. В 2009 году одного ее зерна в бункерном весе собрали 22 тысячи тонн при урожайности более 100 центнеров с гектара. В прошлом засушливом году в основном на легких супесчаных почвах урожай тритикале был почти 50 процентов с гектара. При этом четко отмечено, что в экстремальных погодных условиях, и не только в этом хозяйстве, сельхозкультуры, посеянные по безотвальной технологии, оказались более устойчивыми по сравнению с технологией, базирующейся на глубокой отвальной вспашке.

ЗАКАНЧИВАЯ разговор, уместно привести как напутствие слова замечательного хлебороба Александра Подолячина, который девять лет работал агрономом СПК «Кривск» Буда-Кошелевского района, а затем и возглавил его: «Пора кончать дебаты о трудностях и рискованной для сельхозпроизводства белорусской зоне. Надо просто честно работать, думать, постоянно считать и убеждать людей, что благосостояние каждой семьи зависит от них самих…»

Лучше, как говорится, не скажешь.

Святослав ПИЩИК

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter