Недоходное место

Вопрос существования провинциальных театров в наше рыночное время встает остро. Вроде как областному городу он необходим по статусу, мы ведь просвещенная театральная страна...
Вопрос существования провинциальных театров в наше рыночное время встает остро. Вроде как областному городу он необходим по статусу, мы ведь просвещенная театральная страна... Хотя даже в продвинутой Москве нет–нет, да и вспыхнет спор: оставить государственное финансирование лишь паре–тройке театров, а остальных, наконец, заставить зарабатывать самим, или?.. Сегодня извлекать из городского бюджета средства на театр становится для руководства театров задачей в высшей степени сложной. Но не хватает не только денег — не хватает кадров, актерских и режиссерских в первую очередь. Молодежь не едет в провинцию, а продолжает биться в поисках работы в столице или вообще, что уже не редкость, уходит из профессии. В самих коллективах люди, изнуренные маленькими зарплатами и бытовыми неурядицами, давно устали бороться за место под солнцем. Порой достаточно маленькой спички, чтобы вспыхнуло пламя конфликта. А «джентльменский набор» обвинений, он стандартен и всегда в наличии: молодежь можно с упоением обвинять в конформизме, труппу — в лени, директоров театров — в вечной перестраховке и консерватизме. Одинокий голос маленького человека снова теряется в общем хоре стереотипных обвинений...

На птице-тройке

Гомельский областной драматический театр даже при всей симпатии к нему нельзя назвать лидером регионального театра страны. Им, бесспорно, все–таки по–прежнему остается Витебский театр во главе с Виталием Барковским. Если мерить Гомельский театр по нормальной театральной шкале, то, пусть на меня никто не обидится, — это крепкий середнячок, без откровений и прорывов. «Костяком» театра стали первые выпускники ГИТИСа. Так что родословная у театра московская. Первыми спектаклями театра были дипломные работы выпускников Московского государственного театрального института.

Сегодняшние его успехи, как это часто бывает, связаны с заезжими «варягами». Недавнюю постановку «Пойти и не вернуться» по одноименной повести Василя Быкова осуществил главный режиссер Московского областного драматического театра имени А.Н.Островского Валентин Варецкий. Эта весьма удачная работа появилась на сцене благодаря патронируемой Президентом России программе государственной и общественной поддержки русских театров стран СНГ и Балтии. Кстати, спектакль стал победителем прошедших в ноябре «Славянских театральных встреч–2005». Кроме этого, в репертуаре театра критики привечают и спектакль Валерия Раевского «Мистическая комедия» по «Мертвым душам» Гоголя, которым был открыт сезон в 2004 году.

Впереди у работников театра новая работа с художником Борисом Герлованом и худруком Национального академического театра имени Я. Купалы Валерием Раевским. Мэтр ставит в Гомельском театре знаменитую пьесу Андрея Макаенка «Затюканный апостол».

Круто ты попал...

По словам директора театра Валентины Роговской, проблема нехватки кадров стоит сегодня настолько остро, что актеров в труппу берут просто «с улицы». Ремеслу и всем нюансам профессии они учатся уже во время работы. «Мне кажется, что работа с Раевским — это лучшая учеба», — говорит Валентина Георгиевна, и мы, соглашаясь, тем не менее можем ей только посочувствовать: за долгие годы в театр не приехал ни один выпускник Белорусской государственной академии искусств. Но назвать ситуацию катастрофичной нельзя хотя бы потому, что в других областных театрах история с кадрами аналогичная. Вдобавок, получив от театра понимание и поддержку, войдя во вкус профессии и расправив крылья, молодые актеры уезжают из Гомеля. Например, в Петербург. Даже квартиры, которые Валентина Георгиевна выбивает у местных властей, не помогают удержать их в театре. «Нет ничего удивительного в том, что они стремятся уехать, — горько признает сама Валентина Георгиевна. — Молодому актеру надо и обувь зимнюю купить, и девушку в ресторан сводить. Я их прекрасно понимаю». Но в глубине души этой мудрой пожилой женщине с ясным взором наверняка очень обидно, хотя она и не выказывает свою обиду вслух.

Полюбите бутафора!

Проблема нехватки кадров в Гомельском театре не единственная. Крайне низкие зарплаты иногда заставляют людей даже обращаться в газету, как, например, работницу бутафорского цеха Татьяну Павленко, которая недавно написала нам в редакцию: «По документам я работаю мастером по изготовлению сложных скульптурных декораций. Высылаю вам свой расчетный листок по зарплате. По статистике, средняя заработная зарплата по Беларуси 470 тысяч. Но то, что платят нам, мастерам постановочной части театра, — это же смешно! На эти деньги невозможно прожить. У меня двое детей учатся в институте платно. А теперь я перечислю, какие работы по спектаклям приходится выполнять, кроме основных заданий: скульптура, оклейка декораций, изготовление головных уборов, изготовление картонных конструкций, изготовление реквизита, драпировка тканями декораций и аппликации, бутафория — маски объемные, папье–маше и т.д. И все это за 190 тысяч?»

Правда, работники цеха, в том числе и Татьяна, недавно подписали дополнительное соглашение к контракту с целью «дополнительных мер стимулирования труда» о «...предоставлении дополнительного отпуска с сохранением заработной платы 1 календарный день» и ее «повышение с 01.09.2005 года на 0,5%». По словам Татьяны, это... 600 рублей в год.

Что касается объема работы, то он действительно солидный: за год были сделаны декорации к детской новогодней сказке, двум спектаклям на выезд по области, а также — «Пойти и не вернуться», «Раба своего возлюбленного», «Варшавская мелодия», «Летучая мышь». В бутафорском цехе Татьяна служит давно и работу свою любит. Как и остальные ее коллеги: начальник цеха Андрей Молчанов, Сергей Партенков, Инна Мельникова. Сергей Партенков недавно отметил свое 50–летие. Только вот в цехе ему никак не могут придумать подарок. Что–то солидное надо купить, что обычно дарят, — копье, саблю...

— ...А денег нет ни у кого. Что купишь на такую зарплату? Все зарплаты установлены нашим штатным расписанием, — объясняет ситуацию директор театра Валентина Роговская. — Что касается Татьяны, я предлагала ей найти какой–нибудь дополнительный источник заработка. Например, брать работу художника на дом. Татьяна, на мой взгляд, особой ретивости в этом вопросе не проявляет. Ну что делать, раз уж такая тяжелая сегодня у нас жизнь — рынок, — чувствуется, что к жалобам Татьяны Павленко директор театра привыкла.

Рената Литвинова из Гомеля

У молодой работницы бутафорского цеха Инны Мельниковой свой взгляд на проблему. Она работает в театре по распределению после окончания художественного училища, но мечтает вернуться на... подиум.

— Тебе кто–нибудь говорил, что ты похожа на Ренату Литвинову?

— Все.

— Жаль...

Инна работает в театре, но мечтает о карьере фотомодели. Тем более опыт есть: в 15 лет она уже ходила по подиуму, участвовала в показах. Стаж у нее соответствующий.

— Послушай, вот ты молодой работник театра, у тебя наверняка свой свежий взгляд на происходящее...

— Актерам, мне кажется, совершенно безразличны наши проблемы, и я их прекрасно понимаю. Любая творческая профессия эгоистична. Когда у нас было задание сделать маски для одного спектакля и мы эти маски сделали, они не понравились главному художнику театра Владимиру Тихонову, они показались ему слишком простыми. Мы сделали их 17 штук, представляете, сколько на это было затрачено времени? Но он сказал, что маски ему не нравятся, дней за пять до премьеры... Представляешь наш ужас? Можно быть прекрасным художником, но совершенно не разбираться в производственных материалах.

Эпилог

...Что же держит этих людей в театре? Безусловно, не деньги, а любовь. Они влюблены в театр навсегда, и любовь эта взаимна, несмотря ни на что. Общие мысли высказала художник–гример театра Людмила Теселкина:

— Я даже не могу сказать о своем театре, что я хожу на работу. Я хожу из одного дома в другой. Вот вчера нездоровилось, мне мерили давление. Я чувствовала заботу коллектива. Семейные заботы, конечно, отвлекают от театра, но душа моя в театре. И я знаю, что такая я не одна...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter