Нынешним летом исполнилось ровно 50 лет со дня выхода на экраны СССР лучшей, по признанию зрителей и профессионалов, советской кинокомедии «Бриллиантовая рука». Легендарный фильм гениального Леонида Гайдая буквально весь разобран на цитаты, о нем написаны книги, сотни статей и исследований, сняты документальные фильмы. Казалось бы, что после полувекового пребывания под творческим рентгеном десятков дотошных журналистов и киноведов ничего нового о фильме и его создателях мы уже не узнаем. Сегодня вы впервые познакомитесь с участником съемок «Бриллиантовой руки», заработавшим за это 3.000 полновесных советских рублей (Андрей Миронов получил всего 1.920!), но в титры фильма, увы, не попавшим. Имя этого выдающегося человека — Виктор Дмитриевич Косяков.
На эту случайно найденную им в интернете публикацию откликнулся, написав мне письмо, полковник в отставке Виктор Косяков. Тот самый, чей труд Леонид Гайдай оценил так высоко. Подсчитал, благо фильм сегодня доступен каждому, кто имеет компьютер, что Виктор Дмитриевич принимает участие в восьми коротких эпизодах — всего 30 секунд экранного времени. Вот это да: 300 рублей за секунду! Понимаю предынфарктные чувства любителей считать деньги в чужом кармане и, жалея их, сразу же успокаиваю: Косяков, удивив Гайдая, от денег отказался! Военные денег не берут! Госкино выделило на производство фильма 435.000 рублей. Гайдай сэкономил 9.000. В эту сумму вошли и деньги, которые полагалось выплатить за воздушные съемки, где и были задействованы заместитель командира 322‑й отдельной вертолетной эскадрильи по летной подготовке ВВС Московского округа летчик 1‑го класса майор Косяков и новейший на тот момент вертолет Ми‑8Т.
А начиналось небо для 17‑летнего Вити Косякова 65 лет назад, в 1954 году, с полета на планере А‑2 в Куйбышевском аэроклубе. Потом будет учебный самолет Як‑18, а первый самостоятельный полет на винтокрылой машине — вертолете Ми‑1 — он совершит в 626‑м учебном полку будучи курсантом первого советского вертолетного училища — 160‑го Пугачевского ВАУЛ. Два года учебы, диплом пилота‑техника — и в войска. Особый летный талант Косякова опытные пилоты разглядели сразу. Не случайно он попал в особый, элитный 226‑й отдельный смешанный авиационный полк, который базировался на аэродроме в Шперенберге, рядом с Вюнсдорфом, где располагались штабы командования группой советских войск в Германии и входившей в ее состав 24‑й воздушной армии. На «придворный» полк возлагалась ответственнейшая задача по перевозке военачальников самого высокого ранга, поэтому отбор летного состава был исключительно строгий. Здесь служили лучшие из лучших! Кстати, экипажем Ли‑2 именно этого полка в 1945 году было доставлено в Москву Знамя Победы, о чем я рассказывал на страницах «СБ».
Вертолетчики 3-й ВЭ 226-го осап. В первом ряду третий слева с альбомом в руках — старший лейтенант Косяков (аэродром Шперенберга).
Но даже среди этой элиты Косяков не потерялся. В совершенстве освоив вертолет Ми‑4, он одним из первых стал летать и в сложных метеоусловиях, и ночью, что было по тем временам в диковинку. Второго апреля 1964 года он получил впечатляющий даже по современным меркам допуск к полетам и обучению летного состава: 50 на 500! То есть при высоте нижней границы облачности всего 50 метров и видимости 500 метров. Ночью его минимум не менее потрясающ: 100 на 1.000 метров. Первым в полку он освоил посадку Ми‑4 с выключенным двигателем на режиме самовращения несущего винта, а 12 апреля 1964 года получил допуск на обучение этому сложнейшему виду полетов остальных летчиков. Продвигался по службе Виктор без задержки: летчик‑штурман — командир вертолета — командир звена — штурман эскадрильи.
В мае 1967 года генерал Горбатюк поставил перед эскадрильей очередную ответственнейшую задачу: в кратчайший срок переучиться на новейший вертолет Ми‑8Т, освоить полеты с грузом на внешней подвеске и начать подготовку к участию в параде, посвященному Дню воздушного флота и 50‑летию Октябрьской революции.
Войсками группы советских войск в Германии и ее авиацией — самыми мощными и многочисленными группировками в Вооруженных Силах СССР — командовали тогда два белоруса, два Ивана: дважды Герой Советского Союза генерал армии Якубовский и генерал‑лейтенант авиации Пстыго. Обоих во время учений и командировок по гарнизонам ГСВГ носил на своем Ми‑4А летчик 1‑го класса, штурман 3‑й вертолетной эскадрильи 226‑го ОСАП капитан Виктор Косяков. Пстыго, зная, что для Косякова нет плохой погоды, летал по всей Германии только с ним, сделав своим шеф‑пилотом. С Виктором у него сложились близкие, доверительные отношения. Косяков, зная привычку командующего летать на всем, что находится в его воздушной армии, предложил Ивану Ивановичу освоить и полеты на вертолете. Пстыго слетал с ним на правом сиденье летчика‑штурмана, управляя Ми‑4, всего один раз. После чего молвил: «Инструктор ты прекрасный, но этот аппарат не по мне». Летчики‑истребители называли вертолеты за характерную вибрацию не иначе как бетономешалками и летали на них очень неохотно.
Штурман 3‑й ВЭ 226‑го осап капитан Косяков (второй слева) с товарищами у Ми‑4 (аэродром Шперенберга).
Без особой Алабинской эскадрильи не обходилось ни одно учение, сборы или ставшие тогда модными показы новой техники вооруженных сил руководству страны, иностранным делегациям, слушателям московских военных академий. Кубинка, Гороховецкий и Алабинский полигоны едва ли не каждый день слышали стрекотание винтокрылых машин из 322‑й эскадрильи. Спецзадания сыпались на головы вертолетчиков одно за другим, еле успевали выполнять. Перед большими звездами и лампасами они не испытывали никакого трепета — привыкли. Очень часто майор Косяков летал на Ми‑4А с первым заместителем командующего ВВС МВО трижды Героем Советского Союза генералом Иваном Кожедубом. Иван Никитич садился на правое кресло и сам пилотировал вертолет, направляясь в Малино, Тамбов, Жердевку, Борисоглебск, Мичуринск, Ряжск, Дягилево… Каждую весну Кожедуб возглавлял специальную комиссию по борьбе с паводками в Подмосковье. Вертолетчики 322‑й ОВЭ под его командованием летали на ледовую разведку и бомбометание по заторам на реках.
Трижды Герой Советского Союза генерал-лейтенант Иван Кожедуб ставит задачу по бомбометанию по ледовым заторам на реке. Крайний слева — майор В.Косяков
Первый серийный Ми‑8 взлетел с аэродрома Казанского авиазавода 26 октября 1965 года. Но только в 1967 году Ми‑8Т буквально поштучно стали поступать в 12‑ю отдельную исследовательскую вертолетную эскадрилью в Воронеже и 825‑й отдельный вертолетный полк в Каунасе. С помощью этих частей и удалось выполнить задачу по подготовке к параду. Один Ми‑8Т пригнал в Алабино подполковник Волкозуб из 12‑й эскадрильи, еще три удалось наскрести в полку в Каунасе. Но чтобы реализовать замысел организаторов парада, не хватало еще одного, пятого вертолета. Его, еще совсем новенького, пахнущего краской, пригнал прямо с завода уже после переучивания командир звена 322‑й ОВЭ капитан Владимир Трофимов. Переучивание на новый вертолет организовали прямо в Алабино, куда срочно прибыли специалисты ОКБ Миля. Всего за две недели изучили двигатель ТВ2–117А, основные системы вертолета, особенности пилотирования вертолета, сдали зачеты — и в воздух! В качестве инструктора всех вертолетчиков эскадрильи переучил и выпустил в первый самостоятельный полет старший инспектор‑летчик отдела боевой подготовки ВВС полковник Владимир Добровольский. Он первым в ВВС освоил «восьмерку» и был на тот момент единственным инструктором. Приятно, что этот легендарный человек — белорус, уроженец Борисова, участник Великой Отечественной с ее первого дня в качестве авиамеханика бомбардировщика ДБ‑3Ф 207‑го ДБАП в экипаже Николая Гастелло! После расформирования полка служил авиатехником в штурмовой авиации, но мечтал о небе. В самом конце войны мечта сбылась: техник‑лейтенант Добровольский стал летчиком самолета Ли‑2 в 239‑м гвардейском бомбардировочном полку. За мужество и отвагу награжден двумя орденами Красной Звезды. 239‑му гвардейскому будет суждено стать одним из первых советских вертолетных полков, среди винтокрылых асов которого будет значится и имя Добровольского.
13 мая 1967 года с легкой руки Добровольского Виктор Косяков получил допуск к полетам на Ми‑8Т, а через десять дней и к транспортировке грузов на внешней подвеске.
Эти грузы оказались необычными и крупногабаритными: макеты космических аппаратов, запущенных в просторы Вселенной советскими исследователями. Таковых организаторы парада отобрали пять: первый спутник — шар с усиками, «Восток» Гагарина, «Восход», с которого Леонов впервые вышел в открытый космос, первую межпланетную автоматическую станцию «Луна‑9» и тяжелый искусственный спутник Земли «Протон». Повиснув на тросах, они совершенно не подчинялись летчикам: то начинали угрожающе раскачиваться, то вращаться, как карусели.
С полковника Добровольского и майора Косякова сошло семь тонн пота, пока им удалось укротить это беспокойное космическое «семейство». Лично облетая каждый объект, они нашли успокоительное лекарство и заставили их вести себя прилично. Помогли специальные стабилизирующие парашюты. Их размеры подбирали опытным путем. Не выдерживая нагрузки, они обрывались. Делали новые, покрепче.
Начались репетиции. Возглавлял колонну Ми‑8Т вертолет с шаром‑спутником на подвеске, который пилотировал Добровольский. На правой чашке летчика‑штурмана сидел командир 322‑й ОВЭ подполковник Алексей Мельников, а между ними, на месте борттехника, — штурман эскадрильи капитан Эдуард Кузнецов (он входил и в состав экипажа Косякова во время съемок «Бриллиантовой руки»). Следом с «Востоком» летел командир звена В.Трофимов, за ним с «Восходом» на тросе — командир звена В.Богатырев. «Луну» доверили нести Г.Чупахину. Пятого летчика крайне деликатный Виктор Дмитриевич мне не назвал. Дело в том, что во время парада с «Протоном» случилось небольшое ЧП — оторвался стабилизирующий парашют. Благо что уже после пролета над аэродромом в Домодедово… Самого Косякова командование усадило на «электрический стул» — руководить с выносного командного пункта ОКБ Миля пролетом всей группы. Случись что — весь спрос с него…
От ОКБ Миля в параде участвовал белоснежный Ми‑8П (пассажирский), который должен был впереди колонны зеленых армейских Ми‑8Т нести на внешней подвеске деревянную конструкцию с надписью «Слава КПСС». Но со «славой» катастрофически не везло. Попадая в резонанс, это слово постоянно разрушалось и падало на землю. И, как в песне, «что они не делают, не идут дела»! Заволновались чекисты и парторги. Не хотела «слава» быть с «КПСС», хоть плачь. Угомонилась она лишь тогда, когда переделали лозунг в две строки: сверху — «слава», а под ней — «КПСС».
Вертолет Ми-8Т.
Отлично прошла генеральная репетиция, на которую пригласили членов семей участников парада. 9 июля 1967 года, взлетев с аэродрома в Люберцах, «восьмерки» гордо прошли над Домодедово, став одной из изюминок самого грандиозного воздушного парада в истории советской страны. В документальном фильме об этом празднике, который делал знаменитый фронтовой кинооператор Михаил Ошурков, Ми‑8 едва заметны. Во всей красе военный транспортно‑десантный Ми‑8Т впервые предстанет перед всей страной и миром через два года, в фильме «Бриллиантовая рука».
Фото из личного архива В.Косякова.
(Окончание в следующем номере.)