«Это наш ежедневный напряженный труд»: как убирают республиканские автомобильные дороги зимой

Не страшны ни снег, ни слякоть

Похоже, что небесная канцелярия этой зимой решила перевыполнить план по количеству осадков, которыми с ноября щедро засыпает и заливает белорусскую землю. Такое «плаксивое» настроение погоды значительно прибавляет работы не только жилищно-коммунальным службам, но и дорожным организациям. А ведь дороги, как известно, — это кровеносная система экономики. И чтобы она функционировала хорошо, магистрали должны быть всегда доступны и безопасны. О том, как обеспечивается надлежащее транспортно-эксплуатационное состояние автодорог Минской области, какой комплекс работ проводится в зимнее время и с какими сложностями сталкиваются дорожники, мы поговорили с начальником управления производства работ и содержания дорожной сети республиканского унитарного предприятия «Минскавтодор-Центр» Дмитрием Демидовичем.

Готовь сани летом

— К зиме мы начинаем готовиться еще в августе. Все наши филиалы подготавливают инженерную проработку, которую потом представляют для защиты,
 — говорит Дмитрий Демидович. — В этом документе представлен расчет в потребности противогололедных материалов, техники, материалов для ямочного ремонта на зимний период, кольев, щитов, снегозадерживающих сеток для установки на снегозаносимых участках. К инженерной проработке должна быть прикреплена ведомость этих снегозаносимых участков с указанием способов борьбы. Все это делается с учетом предыдущих лет.

Помимо этого, летом разрабатываются схемы обслуживания, в которых учитывается количество техники и персонала, чтобы в дальнейшем каждая дорога обрабатывалась с соблюдением директивных сроков.

— Причем схемы должны быть разработаны и на случай поломки транспорта либо ухода сотрудников на больничные. Потому что, несмотря на любые форс-мажоры, дороги должны быть убраны вовремя, — добавляет Дмитрий Владимирович.

Кстати, к автомобильным дорогам предъявляются разные уровни требований в зависимости от народно-хозяйственного назначения и интенсивности движения.

— Директивные сроки для каждого уровня требований разные. К примеру, возьмем очистку автобусных остановок от снега. Для первого уровня требований этот директивный срок составляет полтора суток с момента окончания снегопада. Для второго — двое с половиной и так далее. Ровно такие же сроки даются на очистку пешеходных дорожек и тротуаров. На уборку проезжей части для первого уровня с момента окончания снегопада директивный срок — три часа в обычных условиях, для второго — шесть. То есть наш пользователь должен понимать, что все эти вещи занормированы и мы обязаны в пределах данных нормативов работать и их соблюдать, — уверяет собеседник.

На содержание республиканских автодорог в зимний период 2021–2022 годов затрачено более 47 млн руб.
Фото из архива «СБ»

Встретить во всеоружии

Летом во время подготовки к предстоящему зимнему периоду также проходит аттестация транспорта на заданные и минимальные нормы распределения. Эти нормы, прописанные в техническом кодексе (ТКП 100), зависят от погодных условий (температуры), состояния покрытия и того, что на нем — снег, накат или лед, плюс привязаны к интенсивности движения: чем она выше, тем норма распределения меньше. Словом, тонкостей здесь немало.

— В подготовительный период, который длится до 15 октября, нужно сформировать водительский состав, организовать минимальные условия, чтобы водители могли дежурить. Заготовить противогололедные материалы, отремонтировать машины, механизмы. То есть когда начинается зима, мы должны ее встретить во всеоружии. Повторно провести учебу с персоналом, ведь за лето сотрудники могли подзабыть теорию либо пришли новички. Если этот подготовительный период качественно проработать, то в зиму можно войти без проблем — все прописано, только работай, — рассказывает Дмитрий Демидович.

С наступлением холодов основные работы — это обработка проезжей части и уборка снега. На остановках — вручную, с проезжей части — механизированно. Здесь порой возникают трудности, ведь поломки изношенной техники неизбежны.

— Ее нужно оперативно восстанавливать и снова отправлять на дороги. К слову, в инженерных проработках такие случаи тоже просчитаны. Даже самые патовые ситуации заранее предусмотрены, — сообщает собеседник.

Тринадцать филиалов предприятия «Минскавтодор-Центр» обслуживают более трех тысяч километров автодорог Минской области.
Фото Алексея Столярова

Если случится «Хавьер»

У дорожников есть несколько степеней сложности выполнения работ. При стандартной, первой, они работают в штатном режиме, устраняя незначительные препятствия дорожному движению. Вторая степень, которая, стоит отметить, бывает нечасто, объявляется при сложных погодных условиях руководителем предприятия. В таких ситуациях максимально задействуется вся имеющаяся техника, а при необходимости, если своей не хватает, и привлеченная.

— Третья степень сложности объявляется по согласованию с Министерством транспорта и коммуникаций. Пример — «Хавьер», — начальник управления вспоминает о снежном циклоне, по чьей вине 15 марта 2013 года в стране случился транспортный коллапс. — Сейчас в инженерной проработке просчитываются и такие ситуации. В каждом районе есть комиссия по чрезвычайным ситуациям, которая обсуждает вопрос о привлечении дополнительной техники на расчистку снежных завалов и так далее. Если случится что-то наподобие «Хавьера», у нас под рукой есть все контакты и сведения, вплоть до личных телефонов водителей техники, которую можно привлечь. Такие ситуации моделируются и прорабатываются на всех уровнях. Разрабатывается алгоритм действий, чтобы в случае ЧП все функционировало четко и слаженно.

На уборку проезжей части с момента окончания снегопада дается разное время. Для первого уровня требований директивные сроки составляют 3 часа, для второго — шесть.
Фото Дарьи Титовой

Особые меры

Продолжаем разбираться в нюансах работы дорожников. Кусты и ели вдоль трассы не часть пейзажа, а специальная мера. Высажены такие постоянные преграды вдоль сильно заносимых и опасных участков дорог. Раз в два года живые изгороди подстригают, подсаживают новые растения. На среднезаносимых участках применяются временные средства — снегозадерживающие щиты и сетки. Вдоль слабозаносимых устраиваются снегозадерживающие траншеи.

На обочине дорог, где есть затяжной подъем, часто можно увидеть заготовленный песок. Его используют как бригады, объезжающие в патрульном режиме свои участки, так и сами водители, чтобы подсыпать в местах, где образовалась скользкость.

— У нас в стране согласно ТКП 100 есть три метода борьбы со скользкостью. Химический предполагает распределение реагента в чистом виде. Второй — химико-фрикционный, когда распределяется реагент, смешанный с песком или отсевом дробления. И третий — фрикционный, когда распределяется исключительно фрикционный материал, — поясняет Дмитрий Демидович. — Реагент хлорид натрия — та же соль, которую мы добавляем в суп, — эффективен до 15 градусов мороза. Если температура ниже, то применяется фрикционный способ, чтобы повысить сцепление колеса автомобиля с накатом на покрытии.

Фото Антона Степанищева

На вопрос, насколько вредны реагенты для автомобилей и обуви, Дмитрий Владимирович отвечает вопросом:

— А вы когда покупаете обувь в магазине, читаете к ней инструкцию?

Получив отрицательный ответ, он продолжает:

— Когда выходите в слякоть, в снег, то обувь обрабатываете? А ведь производитель пишет, что, прежде чем идти на улицу, стоит обработать обувь специальным водоотталкивающим кремом или спреем.

Фото Антона Степанищева

Словом, реагенты вредят обуви ровно настолько, насколько мы обеспечиваем ей уход. Так же и с автомобилями.

— При покупке автомобиля производитель дает гарантию на антикоррозийную обработку кузова. Допустим, лет на семь. Если машине уже десять лет, а никто не проводил ее дальнейшую антикоррозийную защиту, значит, это средство передвижения используется с нарушением инструкции по эксплуатации, — отмечает собеседник. — Но немного успокою автомобилистов: в Солигорске, где мы приобретаем соль, перед погрузкой в вагоны ее обрабатывают специальным составом. Эта комплексная добавка имеет два свойства: не позволяет соли слеживаться и снижает ее антикоррозийную активность.

Этой зимой для уборки республиканских дорог задействовано 47 единиц роторной техники, 636 — пескосолераспределительной и 909 — снегоочистительной.
Фото из архива «СБ»

КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ

Анна КУРИЛЕНОК, пресс-секретарь Министерства транспорта и коммуникаций:

— Выполнение работ по зимнему содержанию республиканских автомобильных дорог предусмотрено за счет средств республиканского бюджета, выделенных в соответствии с Государственной программой «Дороги Беларуси» на 2021—2025 годы. В зимний период 2021—2022 годов на эти цели затрачено свыше 47 миллионов рублей.

Сейчас для выполнения работ по зимнему содержанию республиканских автомобильных дорог задействовано 47 единиц роторной техники, 636 единиц пескосолераспределительной техники, 909 — снегоочистительной техники, в том числе 119 автогрейдеров, 538 тракторов МТЗ и 252 погрузчика.

По состоянию на 1 декабря заготовлено 602 тысячи тонн противогололедных материалов, в том числе 289 тысяч тонн песко-соляной смеси, 134 тысячи тонн технической соли и 179 тысяч тонн чистой соли. Для сравнения: за осенне-зимний период 2021—2022 годов было израсходовано 527 тысяч тонн противогололедных материалов, с начала нынешнего зимнего периода уже израсходовано 164 тысячи тонн.


ЦИФРЫ

На балансе «Минскавтодор-Центр» 3391 километр автодорог пристоличной области, которые обслуживают 13 филиалов предприятия: 12 дорожно-эксплуатационных управлений и одно строительное. Они проводят текущий, а при необходимости и капитальный ремонт дорожного полотна.

statkevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter