— Обязательно напишите, — заметил Максим Подберезкин. – Сотрудникам ГАИ мобильниками за рулем пользоваться можно…
…Первое, на что обратил внимание в кабинете заместителя начальника УГАИ ГУВД Мингорисполкома Максима Подберезкина, с которым я напросился в рейд, — круглые часы на стене, спешащие на 20 минут.
— Так специально задумано, — объяснил Максим Михайлович. – Чтобы никуда не опаздывать. А то ведь, как обычно, бывает: вроде встречу с человеком запланируешь на полчаса, но пока суть да дело, как раз где-то треть часа лишняя и проходит.
Пока собираемся, интересуюсь, часто ли приходится высокому начальству из ГАИ вот так запросто по улицам ездить и следить за дорожным движением.
— Обижаете, — рассмеялся Подберезкин. – У нас, конечно, дни загружены работой с документами и личным составом, но «на люди» мы выезжаем каждый день. И лично контролируем порядок на трассах, внося коррективы.
— И штрафуете тоже лично?
— Ну конечно. В последний раз, например, у площади Богушевича стоял на перекрестке, «Пежо 607» впереди развернулся через две сплошные и понесся. Я не поленился, догнал. Оказалось, у него даже прав не было.
…Но вот мы уже в машине – красивом патрульном «крайслере». Первым делом направляемся к площади Победы, чтобы посмотреть на работу видеорадара «Арена». Это такой черный ящичек на треноге, его устанавливают рядом с дорогой, а оператор в машине сидит и смотрит в ноутбук, где отображается вся информация о скорости и поведении машин.
— У нас таких приборов 40 штук по всему Минску, — говорит Подберезкин. – 20 из них – настоящие. Некоторые мобильные – на треногах, другие фиксированные – в наиболее опасных участках установлены. А еще есть 20 муляжей, действуют не хуже настоящих: водители, когда их видят, автоматически снижают скорость.
Постояли минут 15, но нарушителей не обнаружили. И понятно: массивный «крайслер» инспекции виден издалека.
Далее направляемся в Старый город, на Немигу, чтобы увидеть работу эвакуаторов. А потрудиться здесь есть над чем! На площадке у ратуши, несмотря на 5 знаков запрета остановки «Кроме а/транспорта Мингорисполкома», — несколько машин. Лишь одна имеет под стеклом пропуск. Машины цепляют и развозят на охраняемые стоянки.
А вот авто заблокировало выезд сразу трем машинам. Но только мы приближаемся, появляется хозяйка – красивая девушка. И тут же переходит в наступление:
— Для таких случаев я свой телефон на машине оставляю, — раздраженно говорит она, показывая бумажку, которая была прикреплена под дворниками. – Если кому-то выехать надо, перезвонит, и я сразу выхожу.
Но Максим Михайлович неумолим.
Далее направляемся на проспект Победителей, чтобы посмотреть совсем недавно появившееся новшество – тротуар, разделенный белой полосой на две части, для пешеходов и велосипедистов.
— Эту идею наш начальник позаимствовал в Женеве, где был на конференции, — комментирует Подберезкин. — Всего в Минске в ближайшее время запланировано сделать 18 таких двойных дорожек. 7 из них уже есть на проспекте Победителей, улице Лобанка. Еще 11 появятся.
По дороге Максиму Михайловичу постоянно приходилось говорить по мобильному телефону.
— Кстати, — обернулся он. – Обязательно напишите: сотрудникам ГАИ по правилам можно сотовым за рулем пользоваться, поскольку есть служебная необходимость. А то обычно, когда человека штрафуешь за разговор, он обижается: меня вот наказываете, а сами общаетесь по «трубке»...
Тут как раз позвонили с канала СТВ, попросили прокомментировать ситуацию: в Лошице по дороге разгуливала лошадь.
— На моей памяти был только один инцидент с копытными, лет пять назад, — улыбается Максим Михайлович. – Сбежавший из цирка пони столкнулся с автомобилем. Ни автомобиль, ни лошадь серьезно не пострадали, причем животное быстро скрылось с места ДТП во дворах. Все ОВД района подняли на ноги, но пони так и не нашли.
По дороге пару раз видели пешеходов, перебегавших дорогу в неположенном месте. Один парень не рассчитал и нарвался прямо на наш «крайслер». Испугался, конечно, но Подберезкин отпустил его с миром, хорошенько, правда, отчитав.
А у въезда на стадион «Динамо» Максим Михайлович показал интересную вещь. Площадку, на которой стоянка машин запрещена, сотрудники инспекции специально отгородили от проезжей части массивными бетонными тумбами с цветами, расставив их равномерно и таким образом преградив путь.
— И вот полюбуйтесь, — показывает Подберезкин. – Тумбы раздвинули ровно на расстояние, чтобы проехать, и машины преспокойно там стоят. Как они это сделали, ума не приложу, — каждая такая чушка полтонны весит, наверное.
Но все-таки культура вождения в Минске повышается, улучшается и грамотность пешеходов, констатировал в итоге Максим Михайлович. И не в последнюю очередь это заслуга сотрудников Госавтоинспекции.
--------------------------------------
Только цифры
За январь—июль 2007 года в Минске совершено 700 ДТП (это на 43 меньше, чем в прошлом году). Погиб 51 человек (на 4 меньше), ранено 768 (на 44 меньше). Самыми аварийными стали Фрунзенский и Заводской районы, самыми безопасными – Октябрьский и Партизанский. Больше всего ДТП – 416 – наезды на пешеходов. Далее – 78 – столкновение на перекрестке. Третье место – 46 — занимает столкновение с ударом сзади. Интересна также раскладка ДТП по месяцам. Самый аварийный – 144 происшествия – январь, затем идут май – 103 и июль – 100. Наименее опасным был март – 85 ДТП. Большинство аварий произошло с 18.00 до 21.00. Наименее аварийным стал период с 3.00 до 6.00. Меньше стало ДТП
с участием маршруток. За 7 месяцев они попали в 26 аварий (7,2 процента к 2006 году), в результате которых ранен 31 человек (16,2 процента к 2006 году). Правда, один человек погиб, а в прошлом году никто фатально не пострадал.
---------------------------------------
Любопытно
Распорядок дня начальника и замначальников ГАИ Минска
Рабочий день начинается в 7.45 (а в некоторые дни в 7.00 и даже раньше). Идет прием дежурной смены, развод заступающих. 8.45 – 9.00 – совещание. 9.00 – 11.00 – выезд на улицы, контроль и корректировка работы сотрудников. В понедельник, вторник, среду и четверг с 15.00 по 17.00 – разбор нарушений, допущенных гражданами, с показом видеоматериалов. В понедельник с 8.00 до 10.00 и во вторник с 17.00 по 20.00 – прием граждан. В обед, а также вечером в час пик – снова на улицах. В четверг и пятницу в этих рейдах задействуется весь личный состав, в том числе инженеры и связисты. Остальное время занимает работа с документами: приглашаются люди – участники ДТП, которые не согласны по той или иной причине с решениями инспекторов. Разрабатываются планы по всем проводимым мероприятиям в Минске, например, по сопровождениям делегаций. Каждую среду проводится общегарнизонный инструктаж, занятия с начальниками ГАИ (обсуждается новое в законодательстве и т.д.). По субботам начальник ГАИ работает всегда, его замы – по обстановке. В воскресенье на рабочем месте также должен находиться либо начальник, либо замначальника ГАИ. В общем, хорошим днем считается тот, когда работа заканчивается в 21.00.
-------------------------------------------
На снимке: Максим Подберезкин за рулем "крайслера".