Вместо карьеры в науке Дарья Юркевич выбрала магию кино

Найти “химию” экрана

Спасибо технологиям, благодаря которым географическое местонахождение человека сегодня не играет ключевой роли для процесса общения. Когда я позвонила по вайберу режиссеру документального и игрового кино, члену жюри Национального конкурса Минского международного кинофестиваля “Лістапад-2018” Дарье Юркевич, чтобы договориться об интервью, она находилась в Париже: “Можем созвониться завтра в 14.00, я как раз буду в Вене. Надеюсь, связь не подкачает...”


Австрия не подвела. Я не стала вуалировать любопытства: “Дарья, каждый день — новая страна! С чем это связано?”

— Я всегда много ездила. А сейчас занята съемками документального проекта на чернобыльскую тему, поэтому постоянно в разъездах — то в Париже, то в Минске. Эту идею я вынашивала десять лет. Продакшном занимаются белорусская и французская стороны. Уже завтра я буду в Жилаве, где приму участие в тренинге, который проводит Европейский институт документального кино. Было отобрано 12 проектов: в течение года наши кураторы — кинокритики, режиссеры — отсматривают материал, помогают советами, например, как развить истории. Первая сессия в июне прошла в Италии, во время второй в Жилаве нашим куратором будет известный российский режиссер Виталий Манский. А в начале ноября встречайте в Минске в качестве члена жюри Национального конкурса — одной из важнейших секций Минского международного кинофестиваля “Лістапад”.

— Как отреагировали на предложение стать членом жюри? 

— Я все равно смотрю каждый год белорусскую программу. Меня очень интересует, что делаеют мои коллеги. Приятно наблюдать, что с каждым разом все больше и больше профессионализма. 

— Десять лет... О чем будет фильм?

— О подростках, которые живут около загрязненных территорий. 

— Разделяете ли вы мнение, что в кинематографе важны единомышленники, связи? Не секрет, что многие режиссеры любят снимать с проверенными операторами, из фильма в фильм приглашают одних и тех же актеров.

— Да, на съемках самое главное — команда единомышленников. Но для меня необязательно, чтобы люди подбирались по принципу “мы уже знакомы”. Они должны быть с тобой на одной волне. Я с трудом переношу присутствие на площадке случайных, лишних людей, которые работают, потому что просто получают зарплату. Кажется, мелочь, но такие люди привносят совершенно другую — не творческую — энергию, которая разрушительна.

— Все-таки интересная у вас судьба: вы дипломированный химик, но мечта стать режиссером победила.

— Я хотела бросить химфак уже на первом курсе, так как понимала: это не мое. Было нелегко, потому что до поступления в университет я училась в лицее БГУ и все мои одноклассники были нацелены на науку. Как можно было думать о чем-то другом? Понадобилось время, чтобы созреть, понять и принять себя в новом качестве. И то меня долго бросало из стороны в сторону. Я сначала училась на фотографа, потом надумала поступать на оператора и поехала в Санкт-Петербургскую академию. Меня тянуло к камере, я думала, что в съемочном процессе мне достаточно отвечать за визуальный ряд. Оказалось, этого мало. И я поступила в БГАИ на режиссера.

— Знаю режиссеров, которые никак не комментируют свой опыт работы на телевидении. Мол, снимал какие-то передачки, но это все несерьезно. Вот большое кино — это да! А вы назвали работу на БТ хорошей школой.

— Мне повезло, потому что я работала режиссером в прекрасной духовной программе “Існасць” под руководством замечательного человека и профессионала Галины Дядичкиной. Она не отметала мои творческие поиски, давала возможность творить и ни в чем не ограничивала. Это было чудесное время, когда я искала себя в профессии, не боялась что-то пробовать, снимать.

На самом деле нет алгоритма, как состояться в профессии. Для кого-то работа на телевидении — прекрасная школа, а для кого-то это будет концом его творческого начала. То есть каждый должен сам найти свой путь. Нельзя предсказать, что если человек поедет учиться во Францию, то обязательно станет гениальным режиссером.

Юлия Тимирязева

infong@sb.by

Фото из личного архива
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter