Найти и обезвредить

Что достают со дна водоемов саперы-подводники и почему их сравнивают с космонавтами?

Что достают со дна водоемов саперы-подводники и почему их сравнивают с космонавтами?

Военных инженеров не зря называют войсками переднего края. Это они возводят фортификационные сооружения, находят и обезвреживают снаряды и мины, соединяют берега понтонной переправой. А еще оказывают неоценимую помощь народному хозяйству: расчищают завалы после ураганов, защищают мосты от весенних ледоходов. Эти занятия требуют постоянной подготовки и самосовершенствования. И недавний сбор по разминированию, прошедший на базе 2-й инженерной бригады, показал, что военные инженеры готовы к выполнению задач любой сложности.

Впрочем, как и в любом роде войск, у военных инженеров тоже есть своя элита, люди, которые способны сделать невозможное. К ним, например, относят саперов-подводников. Таковых в Беларуси всего пять человек, и один из них — начальник разведывательно-водолазного отделения 38-й отдельной мобильной бригады гвардии прапорщик Алексей Шинкоренко.

По окончании срочной службы в инженерно-саперной роте парень остался на контракт. Свое первое “боевое крещение” принял в 2009 году и помнит его в деталях.

— По заявке “Мосфильма” нам поручили провести подводную разведку реки на территории Брестской крепости для последующих съемок там художественного фильма. В тот день мы с ребятами обнаружили более сорока неразорвавшихся снарядов, мин и гранат, в том числе и один огромный 210-миллиметровый боеприпас. Несколько позже, но уже на другом участке реки, водолазы достали со дна затопленную немецкую лодку, на которой фашисты переправлялись на наш берег. Находку отдали в местный музей.

Алексей один из тех немногих саперов, кто одинаково успешно может работать как на суше, так и под водой. Но подводное разминирование в отличие от наземного требует от человека невероятной выдержки и самообладания.

— На суше ты видишь снаряд, можешь оценить его размеры, характеристики, посоветоваться с коллегами, — объясняет прапорщик. — Под водой же работаешь абсолютно один, зачастую при нулевой видимости или в условиях сильного течения, и тут все зависит от твоей выучки.

Кладов пока не находил, а вот мусора на дне наших водоемов очень много, сетует Алексей. И это еще одно серьезное препятствие в работе. Порой, чтобы обследовать участок дна пять на пять метров, приходится работать целый день. Ведь даже обычная бутылка из-под пива, которую занесло илом, по форме напоминает снаряд и требует осторожности и специальных навыков при распознавании. Известно ведь, что сапер ошибается один раз, и малейшая невнимательность, поспешность, а иногда и просто досадная случайность может привести к беде. Вот почему эта служба требует постоянных тренировок, спусков под воду в любое время года и суток.

 Знай наших

В 2008 году в Украине проводили очередной сбор подразделений инженерных войск армий стран — участниц СНГ. На выполнение одного и того же задания представителю Казахстана потребовалось 35 минут, а россиянину — 19. Наш водолаз справился с заданием за пять минут!

По итогам работы по очистке территории Беларуси от взрывоопасных предметов в прошлом году 34 военнослужащих Вооруженных сил Беларуси награждены нагрудными знаками “За разминирование” I и II степени, а гвардии прапорщик Алексей Шинкоренко — медалью “За отвагу”.

Требования к здоровью подводников — самые жесткие, сравнимые разве что с нормативами для космонавтов. Сомневаетесь? Тогда для начала попробуйте одеть на себя 80-килограммовую “скорлупу” и пару раз присесть. А ведь в таком снаряжении водолазу приходится работать по несколько часов, на больших глубинах и в постоянном напряжении.

Претенденты проходят жесткий психофизический отбор. Особое внимание — придаточным пазухам носа, потому что при нахождении под водой возрастающее давление способно “взломать” лобные кости.

После таких перегрузок лучший отдых — с женой и дочерью в спокойной обстановке в деревне, признается Алексей. Но сколь бы трудной и опасной ни была служба, другой жизни он уже не мыслит. А потому “НГ” искренне желает ему и его коллегам удачи. Пусть количество погружений у вас всегда равняется количеству подъемов!

 Компетентно

На суше и под водой

Олег ВОИНОВ, начальник инженерных войск Вооруженных сил Беларуси:
— В стране на постоянной основе работают 30 групп разминирования. За прошедший год они выполнили 329 срочных заявок военных комиссариатов на обезвреживание обнаруженных боеприпасов, то есть практически каждый день саперы выезжали на опасные задания. Кроме того, в прошлом году нашли несколько неразорвавшихся боеприпасов времен Первой мировой войны. Раньше мы с этим практически не сталкивались. Это тоже для нас хороший опыт, ведь данные боеприпасы еще более подвержены коррозии, еще более опасны. За минувший год военные инженеры обезвредили порядка 8,5 тысячи взрывоопасных предметов времен Великой Отечественной войны. Наибольшее количество страшных находок обнаружено в Докшицком и Бешенковичском районах Витебской области, Климовичском районе Могилевской области, Калинковичском районе Гомельской области.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter