“Научитесь слышать свое сердце!”

Патриарх белорусской науки и отечественной кардиологии академик Георгий Иванович Сидоренко убежден: белорусы могут и должны жить дольше!Мнение крупного ученого-кардиолога, многие научные идеи которого хорошо известны далеко за пределами страны, особенно ценно. Ведь в Беларуси практически каждая вторая смерть от сердечно-сосудистых заболеваний. Кардиологи уже столкнулись с таким понятием, как “сверхсмертность”, с преждевременной смертностью, которой можно было бы избежать, если бы больные следовали рекомендациям врачей. До пенсии, т.е. до 60 лет, не доживают практически 25 процентов жителей нашей страны. В России — 29 процентов, в то же время в США, Великобритании этот показатель равен 11 процентам. Да и в целом, например, в Германии живут на 11 лет дольше, чем в Беларуси. Почему? Есть ли выход из сложившейся ситуации? Есть, считает известный ученый.

Как под дамокловым мечом
Я внимательно слежу за развитием кардиологии в других странах, говорит академик Сидоренко, и сравниваю с тем, что происходит в Беларуси.
Когда в нынешнем году в Витебске проходил фестиваль “Славянский базар”, ученые и доктора предложили 13 тысячам зрителей, пришедшим днем на концерт, измерить артериальное давление (АД). Попутно медики выясняли, как люди борются с высоким уровнем давления, знают ли показания холестерина в крови. Оказалось, что у 3,5 процента зрителей АД было выше 200 мм/рт.ст. По-хорошему, следовало бы сразу вызвать “скорую” и отправить гипертоников в реанимацию клиники. А они ходили по городу! Когда врачи поинтересовались, как эти люди лечатся, выяснилось, что некоторые из них корвалолом, аскофеном, папаверином, дибазолом — препаратами, которые уже 40 лет назад считались неэффективными при лечении гипертонии!
И средний уровень холестерина в крови у подавляющего большинства проверенных людей был выше нормы — 6,35 ммоль/л вместо 5 ммоль/л. При этом уровень глюкозы в крови 6,37 ммоль/л при норме не более 5,2. Людям нужно было принимать срочные меры, а большинство из них даже не подозревало о проблемах со здоровьем, хотя у многих была  высока угроза инсульта или инфаркта миокарда, сахарного диабета II типа.
Получается, что население страны ходит даже не под одним, а сразу под тремя дамокловыми мечами. Но, признаюсь, для меня приведенные цифры не стали неким откровением. Трагедия в том, что у 40-летних белорусских мужчин шанс перенести инфаркт миокарда в 6 раз выше, чем в Европе, а инсульт — в 10 раз. А ведь многих этих бед можно избежать, если люди начнут следить за своим здоровьем.
Последние 15 лет в мире активно используются статины — препараты для снижения холестерина, виновника атеросклеротических изменений в сосудах, которые приводят к катастрофе сердца. И в наших аптеках они продаются, выбор есть. Но в США 80 процентов тех, у кого выявлен высокий холестерин, сразу начинают принимать статины, в то время как в России — лишь 5 процентов. В Беларуси — и того меньше...
Почему так мало, спросите вы? Некоторые пациенты не знают о них, а другие считают, что эти препараты дорогие. Но разве жизнь не дороже?
Опасные “каникулы”
Я только что вернулся с конгресса кардиологов стран СНГ, продолжает академик Сидоренко. Хотя лекарств, снижающих давление, существует великое множество, некоторые гипертоники устраивают себе “лекарственные каникулы”: принимают препарат короткое время, а потом навсегда забывают о нем, хотя лекарства от гипертонии следует пить пожизненно!
Вторая группа принимает препараты до тех пор, пока не улучшится состояние.
Третья — добросовестно лечится в течение года, а затем говорит: все!
Вот почему по продолжительности жизни мы чудовищно отстаем от развитых стран!
Что для шведа редкость, для нас — обыденность
В свое время мне довелось побывать в Европейском центре гипертонии в Швеции, вспоминает ученый. Помню, как во время беседы с крупнейшим в Европе специалистом по артериальной гипертензии Ларсом Вильгельмсеном раздался телефонный звонок. Коллеге предлагали срочно спуститься в приемное отделение. Он побежал, я — за ним. Как вы думаете, что же там произошло? Оказалось, редкий случай! Привезли больного с гипертоническим кризом. А ведь у нас даже в то время каждую ночь в клинику доставляли десятки таких пациентов! Я сказал об этом коллеге, на что он тут же отреагировал:
— Значит, у вас полноценно не лечат больных гипертонией...
А ведь и действительно, если человек лечится, гипертонических кризов ему удается избежать. При этом нужно помнить, что и холестерин, и гипертония — это уже навсегда.
Опасность гипертонического криза в том, что он может быть увертюрой к инфаркту миокарда. Особенно если больной пренебрегает советом врача постоянно принимать прописанные препараты.
Беларуси нужен профилактический центр!
Я разработал профилактическую программу “Предупреждение развития артериальной гипертонии”, делится своими научными идеями академик Сидоренко. К сожалению, даже среди выпускников школ 18 процентов — гипертоники, а в целом таковыми можно считать почти 34—35 процентов населения. Думаю, что предупреждать болезнь следует еще в школе, когда воздействие будет максимально эффективным. А если делать упор только на оперативное лечение в будущем — это станет непосильной ношей для отечественного здравоохранения. Кстати, когда в США госпитализируют больного с сердечно-сосудистым заболеванием — инфарктом, инсультом, в клинике он в среднем проводит 7—10 дней, в Европе — не более 14 дней, а в России — 27 дней, примерно столько же и в Беларуси. Клиника — это не санаторий и не курорт. Зарубежный опыт показывает, что многие больные могли бы наблюдаться в дневном стационаре.
Сегодня как никогда очевидно, что бремя огромных финансовых затрат здравоохранения, которое оно несет при лечении тяжелых больных, могла бы существенно облегчить своевременная профилактика заболеваний. Не зря академик Евгений Чазов, выступая на конгрессе кардиологов, сказал: если мы не внедрим профилактику и диспансеризацию в жизнь, еще долгие годы будем топтаться на месте. Нужно уговаривать людей, чтобы они принимали лекарства, и не по настроению, а пожизненно. Кстати, в России уже работает могучий Центр профилактической медицины. Я далек от мысли, что все 120 миллионов жителей огромной страны охвачены профилактикой, но большие группы людей в возрасте 35—50 лет — безусловно. Нечто подобное необходимо создать и в Беларуси.
У нас есть немало специалистов, которые подвергаются экстремальному воздействию на работе, и не только сотрудники МЧС. Им можно и нужно помочь.
Однако эту задачу не решат участковые врачи в поликлиниках, которым на прием пациента отводится всего 12 минут. За такое короткое время доктор не может достучаться до души сидящего перед ним человека. В лучшем случае он посмотрит, нужен ли пациенту больничный, и постарается успеть все записать в карточке. Наши участковые врачи жутко загружены!
Между прочим, в Финляндии больных принимает медсестра. Она просматривает данные о пациенте в компьютере, вводит новые сведения о посещении. Любая информация о каждом больном хранится в электронной памяти. Когда я поинтересовался, что будет, если у человека случится приступ на улице, медсестра спокойно заметила:
— Ничего страшного. У каждого нашего пациента есть на руке браслет с чипом. По нему довольно просто определить, с кем доктор имеет дело, и быстро найти нужную информацию.
— Так вам и врачи тогда не нужны! — усомнился я.
— Нужны. Если, например, лечение гипертонии не поддается, тогда больного направляют на консультацию к доктору, — ответила женщина.
Компьютер запомнит все
Профилактика в XXI веке действительно должна быть только “компьютеризированной”, убежден ученый. В Беларуси для этого уже кое-что сделано, но предстоит еще больше. В лаборатории новых методов диагностики Республиканского научно-практического центра “Кардиология” создан десяток приборов, которые можно использовать для этих целей. Наша техника работает на орбитальной станции “Салют”, в российских больницах — от Сахалина до Черного моря. Но, к большому сожалению, созданные приборы не всегда удается внедрить в медицинскую практику отечественного здравоохранения. Нередко бывает так, что новинка изобретена, завод готов ее выпускать, а Минздрав не закупает, хотя в то же время приобретает импортную аппаратуру. А ведь должен быть тройственный союз: автор, изготовитель и потребитель!
В свое время на “Интеграле” выпустили наручные часы с микрокардиостимулятором, который чутко следил за пульсом человека. Если случались перебои в работе сердца, он запоминал, сколько раз это произошло. Если же перебои опасные, “часики” посылали звуковой сигнал. “Интеграл” выпускал эту продукцию в течение 10 лет, затем перестал. Не сомневаюсь, что сегодня нашлось бы много людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, которые бы с удовольствием приобрели такие “часики”. Их, между прочим, всегда дарили главам государств, которые приезжали в Беларусь. Этот прибор я разработал вместе с директором НИИ вычислительной техники Георгием Лопато. Изобретение запатентовано в России, Японии, Франции.
Есть у нас Объединенный институт проблем информатики НАН Беларуси. Когда на заседании бюро академии выступал с докладом заместитель руководителя этого института, я предложил его специалистам создать маленький компьютерный приборчик для ЭКГ, измерения артериального давления, который сможет накапливать информацию в электронной памяти и который можно будет использовать для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний и диспансеризации населения страны. Надеюсь, что они вскоре появятся.
Ведь когда у человека случается инфаркт, медицина начинает проявлять к нему повышенное внимание. В Беларуси великолепные кардиохирурги. Достаточно сказать, что профессор Юрий Островский вошел в сотню ведущих кардиохирургов Европы. Наши специалисты высокопрофессионально помогают больным во многих случаях, но не проще ли сделать все возможное, чтобы не допустить болезней, которые приводят к катастрофе сердца и сосудов мозга? Насколько же это будет дешевле для государства!
Вновь хочу подчеркнуть: если бы многие больные своевременно начали принимать препараты для снижения холестерина — статины, им бы операции на сердце не понадобились.
Соленые факты
У сердца современного человека много врагов. Один из них — поваренная соль, говорит академик Сидоренко. Собственно, даже не она сама, а опасные дозы этого продукта, употребляемые большинством белорусов. Дело в том, что избыток соли приводит к задержке жидкости в организме человека. От этого начинают страдать сосуды и сердце, повышается артериальное давление.
Нами разработана программа по созданию продукта, заменяющего соль. Сейчас документы находятся на утверждении в соответствующих инстанциях. Средства на осуществление проекта в масштабах Беларуси уже найдены.
Раскрывать суть нашей программы я пока не стану, поскольку она основана на серии патентов, которые мы еще не получили, однако скажу, что современный “цивилизованный” человек съедает 6,2 г соли в сутки. В то время как жители некоторых регионов Мексики — менее 5 г. И они не знают, что такое гипертония! Это доказывает, что соль — всего лишь дело вкуса. Тем не менее 50—60 процентов гипертоников солечувствительны.
Менять привычки людей в солидном возрасте трудно, поэтому мы решили выяснить, насколько чувствительны к соли студенты БГУ. У большинства чувствительность оказалась довольно низкой. Молодые люди ощущали вкус пищи только тогда, когда, еще не попробовав, досаливали ее щедрой рукой. При этом выяснилось, что студенты — любители соленого живут в стрессе, их не покидает чувство тревоги и не только во время сессии.
Но прежде чем досаливать пищу, стоящую на столе, нужно вспомнить, что поваренной соли, или натрий хлора, изначально много уже в готовых продуктах питания, в суточной дозе  хлеба, например, 67 процентов дневной нормы, в молоке — 9 процентов.
Когда я начал искать производителей здорового хлеба, нашел всего одну фирму в Солигорске. Она поставляет свою продукцию в магазины столицы, но, увы, не указывает на этикетках, что это безобидный для сосудов и сердца хлеб.
Есть и более соленые продукты: рыбные и овощные консервы, приправы, соусы, маринованные грибы, плавленые сырки, мясные продукты: ветчина, сосиски, а также чипсы.
В Европе проведена международная программа Интерсолт. Было обследовано более 10 тысяч человек. Полученные данные показали: если людям удастся уменьшить потребление соли до менее чем 6 г в сутки, то смертность снизится на 16 процентов, а риск возникновения инсульта — на 23 процента. Зная эту информацию, смешно сидеть сложа руки.
Но реализация такой программы потребует определенной настойчивости и времени. В российских городах Твери и Иваново в ресторанах убрали солонки со стола. Это вызвало негодование посетителей. Люди обратились в суд с жалобами на ущемление прав потребителей. Позже оказалось, что недовольство проявляли как раз гипертоники, которые привыкли досаливать пищу, даже не попробовав ее.
Истории известны и соляные бунты, вызванные нехваткой белого продукта. Думаю, мало сказать: потребляйте меньше соли, человеку ведь необходима вкусная еда, которая для многих — синоним крепко подсоленной. Между тем, соль можно заменять соевым соусом, лимонным соком, сельдереем, кардамоном и т.д.
Наш аналог соли знаком многим. Но люди даже не подозревают, что он может заменить обычную соль. Сейчас разработчики пытаются внедрить “соленый” проект в школах и вузах страны. Реализация программы поможет осуществлению демографической программы.
Заканчивая беседу, академик Сидоренко подчеркнул, что назвал всего несколько проблем, которые требуют вдумчивого подхода и решения. По его мнению, эти задачи под силу будущему Центру профилактической медицины. Я согласен работать в нем на общественных началах, сказал ученый. Но центром должен руководить творческий человек, которому близка эта идея. Ведь речь идет о здоровье нации, а в конечном счете о будущем нашей страны.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter