Национальность? Наровлянка!..

 Медицинский  консилиум  с  участием  корреспондентов  «Р»  показал:  жить  можно,  но…  осторожно

Медицинский  консилиум  с  участием  корреспондентов  «Р»  показал:  жить  можно,  но…  осторожно

На третий день пребывания в Наровле почувствовал острую необходимость проконсультироваться с медиками. И вот почему. Людей здесь становится все больше, особенно молодежи. Можно говорить даже о буме рождаемости – в прошлом году на тысячу женщин родилось 13 ребятишек, тогда как национальный показатель – 9,2. Это все чудесно, но…  Не подвергают ли себя люди излишней опасности, не бравируют ли пренебрежением к ней? И, самое главное, эффективны ли те огромные усилия, которые вся страна прилагает для минимизации последствий Чернобыля? Ответы самих наровлянцев показались «некорректными» – таких патриотов, как эти упертые в лучшем смысле  слова полешуки, еще поискать. Если,  например, начальник идеологического отдела райисполкома Наталья Кузьменкова заявляет, что ее национальность – наровлянка, то надо понимать, что отсюда она — никогда и никуда ни при каких обстоятельствах. 

Самый объективный источник нужной информации – статистика. В нашем случае — медицинская. Поэтому мы вместе с главным врачом Наровлянской ЦРБ Александром Надточием, главным педиатром Валентиной Белойчук, врачом регистра Людмилой Кузьменковой, заведующей инфекционным отделением  Галиной Ермоленко и собрались на своеобразный консилиум. Ну а поскольку все три женщины работали в Наровлянской больнице «до», во время аварии и прошедшие двадцать лет, то у нас есть возможность дополнить статистические данные личными впечатлениями и наблюдениями. 

— В первые дни мая 1986-го мы вывезли из района 6,5 тысячи детей и 280 беременных женщин, а из роддома эвакуировали 7 малышей и трех рожениц. Все они родили нормальных малышей, некоторые и сейчас живут здесь, некоторые уехали. У Евы Артюшенко из деревни Гридни, например, тогда родилась девочка. Сейчас она работает в спецлесхозе, вышла замуж, родила двоих здоровеньких детей, — вспоминает Галина Ермоленко, тогдашний главный педиатр. 

— Под нашим наблюдением 2649 детей до 18 лет, в том числе 1010 до­школьников. Каждый ребенок два раза в год обязательно обследуется и дважды в год выезжает на оздоровление. Процентное их соотношение по группам здоровья таково: полностью здоровы – 14 процентов, практически здоровы – 56, хронически больны – 29, дети-инвалиды – один процент. Если конкретно по болезням, то в прошлом году на тысячу человек имели 0,7 процента злокачественных новообразований, в целом по области этот показатель составляет 2,2. Болезни эндокринной (а наш район эндемичный по зобу) системы – 10,7, по области – 9,6 на тысячу, врожденные аномалии (пороки) развития – 1,9, по области – 4,2, случаев уродств не фиксировалось вообще. В прошлом году у нас родилось 154 ребенка — никаких отклонений, — анализирует ситуацию Валентина Белойчук. 

«Взрослая» статистика? В 1988 году онкозаболеваний имели 30,7, в 2005 – 20,6 случая на тысячу населения, болезней кровообращения 60,7 и 406,4 случая, болезней эндокринной системы – 17 и 86,8 случая соответственно. Лариса Кузьменкова никак не привязывает эти цифры  к аварии. Во-первых, они не выбиваются из общей картины заболеваемости по республике, а во-вторых,  статистику в значительной степени «подпортили» сами… врачи. То есть за последнее десятилетие медицина научилась выявлять многие заболевания уже на их ранней стадии. Да и сами люди стали к своему здоровью относиться более внимательно и визиты к врачам, а районная больница на сто коек укомплектована ими на 96 процентов и имеет очень даже неплохое диагностическое оборудование, не откладывают. 

Еще один аспект проблемы, который может оказать влияние на здоровье человека – облучение, внешнее и внутреннее, которому неизбежно подвергаются живущие здесь. Картина, по данным главного санитарного врача района Степана Илькова, такова. Из обследованных в прошлом году на аппарате СИЧ-2 718 человек превышение дозы внутреннего облучения установлено у сорока шести. Дозы внешнего облучения в разрезе критических групп, а это полеводы, механизаторы, животноводы, составляют соответственно 1,6; 1,5; 1,6 милизиверта в год, то есть они выше предела годовой дозы. Главная причина, как утверждает С. Ильков, человеческий фактор – несоблюдение комплекса защитных мер в первом случае и употребление «грязных» продуктов во втором. Последних, кстати сказать, фиксируется с каждым годом меньше. Если в 2000 году 14,8  процента исследованных проб молока, взятых в личных подсобных хозяйствах жителей 38 населенных пунктов, были с превышением радиоцезия, то в прошлом всего 2,7 процента. Как правило, расследования, а они в обязательном порядке проводятся по каждому выявленному случаю, показывают, что это случается, когда люди пасут скот не на окультуренных пастбищах, а по неудобьям и лесам. Сам же лес, и в особенности его дары – по-прежнему опасность номер один для человека. Содержание цезия в грибах и ягодах зашкаливает – в исследованных пробах оно составило соответственно 8316 и 1031 при нормативах 370 и 185 Бк/кг. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter