Уроженцы Беларуси – среди участников Октябрьской революции 1917-го

Наши на «Авроре»

В ночь на 25 октября 1917 года в Петрограде началось вооруженное восстание, в результате которого было низвергнуто Временное правительство, а власть перешла к Петроградскому военно-революционному комитету. После проведения ІІ Всероссийского съезда Советов, в котором от Беларуси и Западного фронта участвовал 51 делегат, были приняты декреты о мире и земле и сформировано новое правительство — Совет народных комиссаров. Однако уроженцы белорусской земли принимали непосредственное участие и в самой Октябрьской революции.

militaryarms.ru

Захват от Железного Феликса

Феликс Дзержинский.
Прежде всего речь о будущем создателе Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК) Феликсе Эдмундовиче Дзержинском, уроженце имения Дзержиново, расположенного в современном Столбцовском районе. Под его руководством 25 октября в 1 час 25 минут был захвачен петроградский Главпочтамт, тем самым подготовленное восстание перешло в активную фазу.

Важной для большевиков являлась поддержка созданного в апреле 1917-го Центрального комитета Балтийского флота, ядром которого являлся линкор «Республика» (бывший «Император Павел І») во главе с уроженцами бывшего Новозыбковского уезда Черниговской губернии (на белорусско-российской границе) Павлом Ефимовичем Дыбенко и Герасимом Авксентьевичем Светличным.

Иван Шпилевский.
Вместе с ними служил и Иван Федорович Шпилевский из Койданово — нынешнего Дзержинска, принимавший непосредственное участие в вооруженном восстании в Петрограде и вошедший позднее в состав отряда бронепоезда, отправленного на подмогу восставшим в Москве. После войны Иван Шпилевский работал председателем Койдановского райисполкома, а в 1930-е был научным сотрудником Академии наук БССР и секретарем Центрального бюро краеведения. Погиб в первые дни Великой Отечественной войны в Минске.

Для поддержки восстания большевиков Центробалт отправил в Петроград эскадру во главе с крейсером «Аврора», который в 3 часа 30 минут встал рядом с Зимним дворцом у Николаевского моста. Из 570 членов экипажа 75 являлись выходцами с белорусских земель. Среди них — уроженцы Слонимского района В. И. Апанович и Т. П. Борисик, Витебского — К. Голосов. 

Штурм старого мира

В течение всего дня верные большевикам части брали под контроль новые здания, а к вечеру начали стягиваться к Зимнему дворцу, где было блокировано Временное правительство. В 19 часов сюда был направлен ультиматум. В ожидании решения по нему и возможного сопротивления со стороны юнкеров и женского батальона, остававшихся верными Временному правительству, на «Авроре» прошло собрание, в котором участвовал Силантий Ничипорович Гусев. Позже он вспоминал, как комиссар крейсера Александр Белышев отговаривал от применения боевых снарядов для нанесения удара по Зимнему дворцу — из-за необходимости «сохранить для потомков». В дальнейшем Гусев участвовал в Гражданской войне и Великой Отечественной, в ходе которой освобождал Беларусь и Польшу. После войны работал в музее Великой Отечественной войны и литературном музее Якуба Коласа. Не раз посещал крейсер «Аврора», ставший легендарным символом событий 1917-го.

Именно с него, а также из Петропавловской крепости 25 октября в 21 час 40 минут прозвучали знаменитые выстрелы. Свидетелем и участником этих событий стал белорус Ф. А. Денисенко, находившийся в этот момент на вахте: «В десятом часу на корабле наступила напряженная тишина: ждали светового сигнала с Петропавловской крепости, который означал открытие огня по Зимнему дворцу. В 21 час 40 минут на Петропавловке вспыхнул условленный огонек, и на корабле раздался выстрел шестидюймового орудия. Штурм Зимнего начался».

В захвате Зимнего дворца также принимали участие многие уроженцы Беларуси. Среди них служивший на крейсере «Россия» И. А. Асташкевич из деревни Строкты Ушачского района и Г. М. Денисик из деревни Долбиевичи Дятловского района. Последний, кстати, вернулся на родину и участвовал в национально-освободительном движении Западной Белоруссии.

Во главе дружины, прибывшей из Минска, стоял П. Ф. Голуб. Позже он вспоминал: «Вместе со всеми подхватились и побежали мои дружинники. Бежали, падали, поднимались и снова вперед. Над этим стремительным потоком людей стояло сплошное могучее победное «ура!», окрылявшее всех нас, штурмовавших старый мир».

Василь Герасимчик, infong@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter