Наша зима — не парижская и мех наш — не рыбий

Так уж вышло по некоему велению свыше, что в течение нескольких лет настоящая белорусская зима «блудзiла» где–то в другом полушарии, засыпая Америку снегом, а также заодно и страны с более теплым климатом...

Так уж вышло по некоему велению свыше, что в течение нескольких лет настоящая белорусская зима «блудзiла» где–то в другом полушарии, засыпая Америку снегом, а также заодно и страны с более теплым климатом. Мы же жаловались на дождливое и прохладное лето, на декабрь с дождями, больше смахивающий на март. И погода, кажется, осознала свои ошибки и предоставила нам минувшее лето с такими температурными показателями, что Малага и Лиссабон остались далеко позади. Придерживаясь законов природы, и прошлая зима по–настоящему ударила морозами. Просили? Получайте! Все в соответствии с календарным законодательством. Нынешняя зима пока хоть и не такая уж трескучая, но и никак не слякотная. Так что «надвор’я» под девизом «зима в Париже», к которому мы привыкли за последние годы, не стало.


Какой же должна быть зима в Беларуси? Ответ лежит на поверхности — надо только вслушаться в белорусские названия зимних месяцев: «снежань», «студзень», «люты». А значит: снег, мороз и ветер!


Не серчай, ледяной дед!


Кстати, сам мороз еще до отождествления его с праздничным новогодним атрибутом представлялся нашим предкам в образе старого деда с бородой и усами, покрытого инеем и одетого в ледяную сермягу. Считалось, мороз посылается на землю Богом «на карысць» — он замораживает реки, озера, прокладывает ледяные мосты. Сильные морозы не воспринимались как наказание: их считали здоровыми. И даже если мороз прихватывал так, что по ночам потрескивали бревна в доме, и тогда не пугались — ведь это «ледзяны дзед» старается: ходит от угла к углу, а то и вовсе садится на крышу дома. К Морозу относились очень уважительно, даже приглашали за стол на Коляды, стремясь задобрить, «улагодзiць».


Но тот мороз, который приходил весной и губил всходы и разную зелень, поднявшуюся с первым теплом, конечно, воспринимали как большую беду и полагали, что насылает его людям всякая нечисть. И когда приходила весна, говорили: «Мароз дужаецца з Сонцам». Но победить его уже не может, и оттого уходят его силы, тают борода, усы и вся «снегавая сярмяга».


Много снега — много хлеба


Снег, по представлениям древних, тоже проявление заботы Бога о земле и обо всем, произрастающем на ней: «Многа снега — многа хлеба», «Снежныя маразы i снег вышэй хаты — то будзе год багаты». Вместе с тем снег в сочетании с сильным ветром и крутой «завiрухай», так же как и весенние морозы, считался ниспосланным уже совсем другими силами. Про такую погоду говорили: «У завiрусе чэрцi з ведзьмамi жэняцца».


Снег воспринимали как связь с иным миром — миром предков. И посылается он якобы оттуда. Прежде считали снег тотемом и полагали, что каждая снежинка, имеющая правильную и особенно красивую форму, заключает в себе душу ушедшего когда–то человека или даже воплощает в себе целый род. Поэтому мы до сих пор говорим: снег или дождь в день свадьбы и венчания — добрый знак, ниспосланный свыше.


Поскольку наши предки были уверены, что мороз и снег очищают жилище, его воздух и атмосферу в целом, если Пасха выдавалась ранняя, в Чистый четверг снегом осыпали все углы в доме. Талая снежная вода с давних пор тоже считалась почти целебной, дающей силы и здоровье. Особенно «гаючым i лекавым» воспринимали первый снег. А про последний, который мог порхать весной уже при распустившейся листве, говорили так: «Бог палатачкi змятае». В морозные и снежные дни на Масленицу в снег буквально закапывали молодоженов, считая, что это наилучшим образом повлияет на их здоровье, прибавление в семье и даже на плодородие всей земли.


Однако в селениях снежные сугробы, что «вышэй хаты», расчищали и во времена ВКЛ, и при Магдебургском праве. В больших городах и даже в маленьких местечках все дорожки обязательно посыпались золой и заранее приготовленным песком. Относились к этому делу строго и ответственно. Старожилы вспоминали, что «палiцыянт даваў штрафу, калi дварышча — не меценае цi снегам засыпанае».


Ветер, ты могуч


Третья стихия — ветер. В народном представлении также имеет двоякое происхождение и функцию. С одной стороны, очистительную, изгоняющую все недоброе, злое. С другой — случаются ветры, приносящие беды, ветры — как порождение зла. На многих иллюстрациях конца ХIХ — начала ХХ века ветер, как и мороз, персонифицируется и предстает в виде человека с надутыми щеками, сложенными в трубочку губами.


Ветер может нести теплые дожди, развеивать семена растений и деревьев, которые дадут всходы и пойдут в рост. Ветер призывается в качестве помощника, забирающего все плохое, именно «на ветер» отсылали от человека болезни знахари. Но ветер может и приносить хвори и беды, обладая разрушительной силой, поэтому и болезни иной раз получали названия одного корня с ветром — ветрянка, например.


Да, чего только народная фантазия не насочиняла на тему ветра! Так, существовало поверье, что если во время урагана в середину вихря бросить нож, то он покроется кровью и из этого вихря может выйти нечисть с этим самым ножом в ноге, обещая верно служить человеку, который согласится его вытащить. В белорусских сказках и легендах с ветром обычно знается мельник: он может договориться с ним, может изменить направление, вызвать ветер при необходимости.


У природы нет плохой погоды


Чтобы в снег и мороз не мерзнуть, одевались соответственно, ведь, как известно, нет плохой погоды, а есть плохая одежда. Надо сказать, настоящие теплые шубы для морозной погоды в прежние времена шили не так, как сейчас, — тогда мех ставили вовнутрь, а сверху шло сукно — английское, тонкое, или отечественное, поплотнее. У мужчин «на каждый день» в почете были мех хорька и стриженая овчина. Женские шубки подбивались беличьим мехом, а сверху — плотный хлопчатобумажный бархат (под белку обычно жемчужно–серый). Для тех, кто посостоятельнее, «на выход» — мех куницы и соболя у женщин, у мужчин — бобер. В старом Минске работало много различных модных домов, где шили такие шубы: модный дом Павлють, модный дом Стефании Балеймис и прочие.


В модном доме владелицы Павлють еще девочкой–подростком служила одна из младших сестер Янки Купалы. В ее обязанности входила доставка клиентам уже готовых вещей. По рассказам племянницы Янки Купалы Ядвиги Юлиановны Романовской, выкройки–«расклады», различного рода аксессуары, включая пуговицы (а они могли быть из драгоценных или полудрагоценных камней, в окантовке из золота или серебра, ну в крайнем случае посеребренные или позолоченные), выписывались по заказам из самого Парижа. Женщины в Минске от моды не отставали. В шубах «на хорьках» ходили не только представители высшего сословия, такая зимняя одежда была и у мужчин, занимающих должность, например, мастера на какой–нибудь фабрике.


Заказчицы часто капризничали, их мог не устраивать не по вкусу вшитый крючок или кнопка, иногда они буквально доводили маленькую Антю до слез. Дело в том, что сами клиентки настоятельно требовали от владелицы модного дома доставить им заказанную вещь как можно скорее — так не терпелось примерить новый наряд. Поэтому Антя приходила к заказчицам (кстати, в самые престижные дома Минска — на Захарьевскую и Губернаторскую улицы) весьма рано по тогдашним представлениям — часов эдак в 11 — 12, как раз когда дамы заканчивали свой утренний туалет и приступали к кофе. Доставленные платья они примеряли, небрежно сбросив свои роскошные халаты из китайского шелка. Но! Еще не надев корсеты — одну из самых важных в те времена частей дамского гардероба. Ведь время надевать корсет приходило ближе к середине дня. И, конечно, примеряя платья без корсета, заказчицы думали, что наряд им слишком тесен. (Вообще, не секрет, что тогдашние представления о красоте женского тела существенно отличались от канонов современного модельного мира.) Свое неудовольствие дамы высказывали салонной русской речью (часто с манерным польским акцентом), перемежая ее изысканными французскими выражениями. Маленькую курьершу отправляли обратно. А на следующий день Антя по совету многоопытной хозяйки наносила визиты тем же клиенткам попозже — в «корсетное» время, и заказчицы приходили в восторг от обновки.


Вообще, в прежние времена в морозное время в одежке «на рыбьем меху» у нас не ходили. И кожушок наших предков уже много десятилетий известен всему миру под громким названием «дубленка». Ну что ж, нам не жалко! Носите на здоровье, лишь бы тепло и в радость.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter