С чем Федерация профсоюзов Беларуси подошла к своему очередному VIII съезду

Народный контроль

На одной из рабочих встреч с председателем Федерации профсоюзов Беларуси Михаилом Ордой Президент заметил, что сегодня профсоюзы обретают черты своего рода народного контроля. Тогда речь шла в большей степени об инициативе ФПБ вести мониторинг потребительских цен. Но если приложить эту формулу к любой профсоюзной функции, то она однозначно будет к месту. С этого мы и начали беседу с Михаилом Ордой, тем более именно название «Народный контроль» решили дать новому совместному проекту издательского дома «Беларусь сегодня» и ФПБ, в котором будем рассказывать о важности и тонкости профсоюзной работы.


— Михаил Сергеевич, на ваш взгляд, насколько точно эти емкие два слова отражают суть и философию профсоюзной работы?

— Все, что происходит на каждом конкретном предприятии, так или иначе касается его работника. А все, что касается интересов работника, — это интерес профсоюза. Так что формула совершенно точная. Это всегда было одной из главных функций профсоюзов. Но не контролировать ради контроля, а для того, чтобы соблюдались на практике все законные права людей. Чтобы те социальные гарантии, которые сегодня есть в стране, никем не игнорировались и на практике выполнялись. Никто не имеет права сегодня каким-то образом их сокращать или менять, поскольку это нормы законодательства. Мы понимаем: есть объективные факторы, есть субъективные. Сколько руководителей — столько мнений. Но закон одинаков для всех.

— Это не подлежит сомнению. Но для того чтобы закон исполнять, его нужно знать. Для защитников закона это требование тоже актуально.

— Поэтому мы и ставили изначально задачу так, чтобы в наших структурах были исключительные профессионалы своего дела, которые могут вовремя отреагировать и разобраться в той или иной ситуации в трудовом коллективе. Которые могут подсказать, проконсультировать, там, где необходимо, вступить в спор и доказать ту правду, которая сегодня необходима людям.

Этот пятилетний период мы очень много внимания уделяли как раз подбору людей, которые сегодня своим профессиональным уровнем соответствуют тем задачам, которые есть. Если мы сказали про народный контроль, то у народа должен быть контроль своих прав и своих гарантий профессиональный. Это как раз и обеспечивает профсоюз. Для этого мы вернули систему подготовки и переподготовки наших юристов. Сегодня они являются очень неплохими специалистами в области трудового права. Причем это специалисты не только непосредственно в национальном профцентре, но и во всех наших отраслевых профсоюзах. Они имеют уже достаточно большую практику работы. И поэтому не только защищают людей в конкретных спорных ситуациях, но если видят какие-то системные вопросы, то готовят аргументированные, взвешенные предложения по изменению законодательства.

— В основе своей на каждом предприятии, где есть профсоюз, права работника закрепляются коллективным договором…

— Да. Это по своей сути локальный нормативно-правовой документ. Нам законодатель дал право определять в нем, какие будут предоставлены людям гарантии сверх того, что содержится в законодательстве в рамках неких стандартных норм. И профсоюз совместно с нанимателем в каждом конкретном случае определяет, какие есть возможности расширить гарантии по заработной плате, иному поощрению за труд. Коллективный договор должен быть содержательно наполненным, а не только для того, чтобы отчитаться о том, что он есть. Он должен соответствовать генеральному соглашению между профсоюзами, правительством и нанимателями, соглашениям на уровне отраслей и содержать дополнительные гарантии в зависимости от специфики деятельности организации.

Знаете, мы иногда слышим, мол, нет денег, чтобы дать какие-то дополнительные гарантии. Это все отговорки. Даже в условиях ограниченности финансовых ресурсов коллективный договор может и должен содержать ряд норм, которые повысят защиту работников. Это гарантии занятости, вопросы объективного распределения средств, какие-то дополнительные отпуска, обучение и так далее. Главное — желание нанимателя и проф­союза слышать друг друга и двигаться навстречу друг другу.

— К слову, нынешнее генеральное соглашение завершает работу в будущем году. Прорабатываются ли уже положения будущего?

— Разумеется. Но надо понимать, что это очень большой труд. В порядке обсуждения между сторонами очень много споров возникает. Каждая сторона старается отстоять свою позицию, а нам нужно отстоять позицию людей — трудящихся.

В соглашении, которое мы подписали на нынешний период, мы не снизили ни одну социальную норму. И даже по ряду вопросов кое-что добавили для того, чтобы оно носило более действенный характер. Чтобы у людей было больше социальных, правовых и трудовых гарантий. Такого же подхода будем придерживаться и в перспективе.

Профсоюзы в центре общественной жизни.
Фото Алексея Столярова.

— Профсоюзы занимают позицию между рядовыми работниками и суровыми профессиональными топ-менеджерами предприятий. Со стороны этих людей случается ли ощущать давление?

— Для того чтобы таких конфликтов, противоречий не было, нужно больше между собой общаться. Садиться за стол и обсуждать любую проблему.

На республиканском уровне у нас есть для этого хорошая площадка — Национальный совет по трудовым и социальным вопросам. Раз в три месяца мы собираемся, честно смотрим друг другу в глаза и как есть высказываем, какие у нас есть претензии друг к другу. Бывают вопросы, по которым мы сразу не находим решений, но тогда оставляем его еще на какое-то время, ищем новые аргументы и обязательно приходим к компромиссу. Не было еще такого вопроса, чтобы мы его не решили.

Тем более что Президент в прошлом году по инициативе профсоюзов издал отдельный указ, который усиливает меры ответственности сторон. В нем о Национальном совете говорится: если есть решения, которые мы приняли, то они должны каждой из сторон реализовываться на практике через свои руководящие органы. То есть указ обязывает реализовывать договоренности на практике. Значит, их, эти договоренности, нужно достигать.

— А оценку снизу вашей деятельности как бы вы охарактеризовали?

— Безусловно, примеры разные есть, но в большинстве своем профсоюзные лидеры на своем месте. Там, где требуется от профкома отстоять права отдельного человека, идут и отстаивают. На предприятии это сразу видно: отстояли, защитили — значит, и меня завтра защитят. Отсюда и ощущение формируется, что организация стоит на защите граждан. Отсюда и микроклимат в коллективе соответствующий. Идет человек на работу с желанием, ощущает себя в коллективе как в семье — значит, все здесь делается правильно.

— Понимаю, что в деталях о работе ФПБ вы расскажете с трибуны съезда. Но если в двух словах, с чем подходите к этому рубежу?

— Мы всегда говорим о триединстве главных задач: занятость, доходы, цены. Вот три главные составляющие благополучия граждан.

У нас и в генеральном соглашении с Правительством четко прописано: если не растут зарплаты — не растут цены. Все должно соотноситься.

По нашей инициативе создан экспертный совет, в который, помимо ФПБ, входят Нацбанк, МАРТ, Белстат, где мы очень четко раз в месяц обмениваемся своими экспертными мнениями о ценовой ситуации. Кстати, считаю, что МАРТ, коль регулирует цены, должен иметь для этого некоторые дополнительные рычаги. Какие — тема для обсуждения.

Что касается занятости, по нашему анализу, в стране есть районы, где и с рабочими местами трудно, и в силу этого уровень заработка невысок. Тут порой замкнутый круг получается: люди уезжают потому, что нет работы, а инвестор не видит здесь перспективы в проектах, так как слабая база трудовых ресурсов. Здесь нужен системный подход. Мы ставили вопрос перед Правительством. Наверное, нужна конкретная программа развития каждого такого региона. Будем обсуждать эту тему предметно. Разумеется, поднимем ее и на съезде.

Обязательно будем говорить о правовой защите населения. Здесь, скажу без ложной скромности, нам есть чем гордиться. В каждом районе раз в месяц вместе с прокурором района проводим правовые приемы. На этот счет ФПБ и Генеральной прокуратурой заключено специальное соглашение. Очень эффективной оказалась практика, и мы намерены ее развивать.

К съезду, как известно, мы подходим с обновленным Трудовым кодексом. Важно, что при его принятии учтены практически все наши предложения.

Из оргвопросов выделю то, что весь год в профсоюзах шла отчетно-выборная кампания. Она затронула все коллективы, где есть первички. Профсоюзы отчитывались о работе за пять лет. 15 отраслевых профсоюзов также провели соответствующие съезды. А завершает всю эту кампанию VIII съезд Федерации профсоюзов Беларуси. Вот на этих конференциях как раз и звучало, что сделали, что не сделали. Мы очень внимательно следили за тем, чтобы во время этой кампании все обсуждалось открыто. Если мы сами будем друг с другом что-то замалчивать или недоговаривать, то пойдут какие-то домыслы, слухи. Лучше, чтобы все обсуждалось открыто. Тогда и люди будут все воспринимать правильно. Даже если где-то есть какие-то недоработки, о них надо рассказать и вместе подумать, как сделать лучше.

— На предприятиях председателя проф­кома иногда воспринимают как этакого массовика-затейника. Это стереотип?

— Если видим такие примеры, то становится ясно, что профсоюзный лидер в организации несколько неверно понимает свои задачи. Или просто не на своем месте. И у нас есть множество примеров, когда в первичке менялся лидер и в результате работа выстраивалась совершенно на другом качественном уровне. К слову, в эту отчетно-выборную кампанию наш кадровый состав первичных организаций обновился более чем на 30 процентов. Пришло очень много по-хорошему настойчивых молодых людей, которые знают и понимают, какие задачи сегодня стоят перед профсоюзным лидером.

Во время избирательной кампании в Парламент.

 Конечно, организация досуга людей — тоже важное дело. Но не главное. Главное — это заключение действенного коллективного договора, защита членов профсоюза в спорных ситуациях с нанимателем, помощь в каких-то трудных жизненных ситуациях. По нашим уставным документам на любом предприятии должна быть комиссия по трудовым спорам. Чтобы не доводить до суда какие-то вопросы, а решать их на месте. И в большинстве случаев это удается. Профсоюзы также должны участвовать в распределении доплат, премий, обеспечивая прозрачность и объективность этого процесса.

Главная функция профсоюзного лидера — быть гарантом справедливости в производственных отношениях. Будет справедливость — будет стабильно работать предприятие в целом.

— К теме справедливости: новая оплата труда бюджетников порой вызывает вопросы.

— Мы участвовали в ее разработке. Суть в том, чтобы уйти от громоздкой системы, которая регулировалась десятками документов. Мы с первого дня выступали за то, чтобы система была простой и понятной. При этом самый главный подход состоял в том, чтобы заработная плата конкретных людей не уменьшилась. Надо сказать, что республиканский бюджет, мы это констатируем, на этот год достаточно заложил средств, чтобы заработная плата не была уменьшена. Но есть отдельные случаи. К нам на горячую линию было более 500 обращений. Мы собирали все отраслевые профсоюзы бюджетных организаций. Вместе с Министерством труда обсудили все тонкие места. Для того чтобы мы вместе поработали, непосредственно наши профкомы и наниматели, чтобы не было сбоев в новой системе оплаты труда бюджетников. Не может быть такого, чтобы в одинаковых учреждениях люди получали по-разному. Срабатывает человеческий фактор, когда неверный расчет делают бухгалтеры. Многие из них были профессионально не готовы. Новая система требует некоторого периода адаптации. Кроме того, в каждом учреждении мы настаиваем на обязательном участии профкома в распределении доплат, премий. Чтобы обеспечить, как я уже говорил, прозрачность и объективность подходов.

— Михаил Сергеевич, на недавней рабочей встрече Глава государства с благодарностью говорил об участии профсоюзов в завершившейся парламентской кампании и отмечал высокие ожидания от участия в кампании президентской. Какими вы видите роль и место ФПБ в электоральных мероприятиях?

— Мы были очень широко представлены в кампании по выборам депутатов Палаты представителей Национального собрания. Более 8 тысяч человек нашего актива принимало участие в работе избирательных комиссий на всех уровнях. Было порядка 9 тысяч национальных наблюдателей от профессиональных союзов. И мы не просто их направляли, а провели соответствующую учебу с людьми, чтобы они знали свои права, свои обязанности. Знали, как реагировать на те или иные ситуации. Был подготовлен справочник наблюдателя, где все эти вопросы были исчерпывающе изложены. Конечно, предела совершенству нет, но я считаю, что наши наблюдатели сработали хорошо.

Надо сказать, что в целом по участию в общественно-политических кампаниях мы с профсоюзным активом определились четко: будем принимать самое активное участие, потому что это определяет и курс, и судьбу нашего государства. А от этого, соответственно, зависят и гарантии соблюдения прав наших трудящихся. Поэтому здесь мы никогда в стороне стоять не будем.

И в агитационной кампании, и организационной части выборов, и самой избирательной кампании, ее проведении. На всех этапах мы также будем активно принимать участие в предстоящей президентской кампании.

— Президент зачастую выборы называет экзаменом власти. Но впереди еще один экзамен — летняя Олимпиада. Профсоюзные спортивные школы всегда были на высоте. Вы к этому экзамену готовы?

— Не хотел бы сглазить, говоря что-то наперед. Очень многое зависит от воли и подготовки самого спортсмена. От его настроения, от его желания. Также в спорте многое зависит и от случая. Но на предыдущей Олимпиаде в Рио из 9 белорусских медалей 4 были завоеваны профсоюзными атлетами. На II Европейских играх из 69 медалей белорусских спортсменов 37 взяли воспитанники профсоюзных школ. Это говорит о том, что мы не снижаем планку, уровень подготовки и результатов, который был всегда у профсоюзов. Мы очень бережно к этому относимся, и очень важно, чтобы эти традиции не прерывались.

Но дело не только в спорте высших достижений. Ребенка в спортшколу мы порой забираем с первого класса и не смотрим, из какой он семьи. Мы берем всех желающих. У нас бесплатные школы. Много детей и из неполных, многодетных семей, где, может, нет достаточно средств, которые позволяли бы заниматься в платных школах. Но если из нашей школы вышел олимпийский чемпион (а таких примеров немало), это уже дополнительный стимул для ребят, которые приходят сегодня.

Есть еще и такая сторона вопроса. Родители на работе, на предприятии. Работают на страну. Возможности с ребенком быть нет. А когда мы его забираем в нашу спортшколу с хорошим тренером, тогда и родителям спокойнее. Значит, они трудиться будут лучше, не отвлекаясь на излишнее волнение. А ребенок, даже если и не станет великим чемпионом, вырастает здоровым, закаленным, с крепким внутренним стержнем. Согласитесь, это тоже незримая инвестиция в развитие страны.
За особые достижения в социально-экономическом развитии, защите прав и интересов трудящихся Федерации профсоюзов Беларуси присуждено Почетное государственное знамя Республики Беларусь. Соответствующий Указ подписал Президент.
К СВЕДЕНИЮ

За 2015 — 2019 годы проф­союзами выявлено 206.706 нарушений законодательства о труде. При этом нанимателями устранено 96 процентов от всех выявленных нарушений. По требованию профсоюзов работникам возвращено порядка 20 миллионов рублей незаконно удержанных или невыплаченных денежных сумм. При непосредственном участии профсоюзов восстановлены на работе 418 работников.

СПРАВКА «СБ»

Всего с 2015 года создано более 4200 новых первичных профсоюзных организаций, из них 75 процентов — в организациях частной формы собственности.

kryat@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter