Народные памятники Валентина Занковича

Имя Валентина Занковича, архитектора-скульптора, лауреата Ленинской премии и премии Ленинского комсомола, широко известно специалистам в области скульптуры и архитектуры не только в Беларуси, но и за ее пределами. Ведь работы мастера по праву называют «визитной карточкой» многих белорусских городов. Именно Валентин Занкович – один из авторов всемирно известных мемориальных комплексов – «Хатынь», «Брестская крепость-герой», обелиска «Минск – город-герой», памятника «Катюше» в Орше, мемориального парка в городе Россоны Витебской области. Кроме того, архитектор активно участвовал в застройке жилых районов белорусской столицы.

– Валентин Павлович, ваша кандидатура предложена на соискание престижной премии за увековечение подвига народов СССР в годы Великой Отечественной войны на территории Беларуси. Эта тема – основная в вашем творчестве. Почему?
– Великая Отечественная война затронула меня лично. Я был пятилетним ребенком, когда эта страшная беда обрушилась на нашу землю, но я помню, как взрослые начали связывать узлы и собирать чемоданы. А потом пришла весть, что поезда уже не идут, в Минске разбомбило станцию… Словом, я остался в оккупации. И совершенно естественно, что тяжелые впечатления раннего детства не могли позже не воплотиться в том материале, в котором я работаю, – глине и бронзе.
На всю жизнь я запомнил и постоянный страх, и тревожные ночи, когда вокруг полыхало зарево пожаров, – значит, кого-то сожгли, расстреляли…
Конечно же, все пережитое не могло не отразиться на моей работе. Да и так сложилось, что мне пришлось работать над многими конкурсными проектами о Великой Отечественной войне. И это здорово, потому что конкурс дает большой простор для творчества. Когда, например, был объявлен конкурс на строительство мемориала «Брестская  крепость-герой»,  мы  с  моим  коллегой,  архитектором Олегом Астаховичем, автором Кургана Славы, поехали в Москву к скульптору Александру Кебальникову. Мол, у нас есть предложение поработать с интересной темой. Почему мы обратились именно к нему? Просто, проанализировав работу всех мастеров, решили, что именно Александр Павлович Кебальников может раскрыть психологию человека наиболее емко, выразительно. Он недолго колебался и доверился нашему энтузиазму. Надо сказать, что мы действительно были молоды и  напористы.  Неделями  жили  и  ночевали  в мастерской. И такая напряженная работа над этой великолепной для любого художника темой длилась целых 10 лет: пять лет ушло на конкурсы, еще пять – на саму работу.
Наш тогдашний лидер Петр Миронович Машеров особо подчеркивал, что такая дружба творческих людей для него очень ценна и важна. Ведь в Брестской крепости сражалось более 30 национальностей, и то, что память о них увековечит дружный авторский коллектив русских и белорусов, – это очень важно.
– Очевидно, что вам особенно близка партизанская тема. Ведь в числе самых известных ваших работ последнего времени – памятники «Партизанам Полесья» в Пинске и «Беларусь партизанская» в Минске...
– То, что осталось в моей детской памяти (мои дяди воевали в партизанах), и то, что говорил Петр Миронович о том, что партизанское движение не нашло еще должного отражения ни в кино, ни в литературе, ни в изобразительном искусстве, давно подводили к партизанской теме. А тема эта настолько мощная, как и само это уникальное явление в истории человечества. Машеров говорил, что не знает, как эту мощь выразить художественным языком, но как хозяйственник он считал, что по деньгам это должно стоить не меньше Брестской крепости. Он даже намечал место, где должно было быть увековечено партизанское движение, проводились конкурсы на лучший проект, и я участвовал в них. Но потом, когда Машерова не стало, – дело заглохло.
И вот когда в  Минске реконструировали Партизанский проспект, мэр белорусской столицы Михаил Павлов спросил у главного архитектора города, почему в нашей партизанской республике проспект Партизанский есть, а памятника партизанам – нет?
Я как раз закончил работу над памятником «Партизанам Полесья» в Пинске, а потому с радостью принял предложение поработать над эскизами. Специально поехал на станцию метро «Могилевская» и был ошеломлен ее архитектурой: настоящий подземный дворец! А наверху уже кипела работа по реконструкции Партизанского проспекта. Меня поразили простор, размах проводимого благоустройства. Было очевидно: чтобы монумент вписался в окружающую среду, он должен быть столь же масштабным, впечатляющим. К тому же место расположения композиции – въезд в город – тоже определяет многое. Памятник нужно было «поднимать», чтобы он читался на фоне неба. Выбирая форму, я остановился на колонне. Наверное, идея родилась под впечатлением мраморных колонн станции метро «Могилевская». Кроме того, колонна как круглая форма концентрирует максимум информации, хранит в себе некую тайну. Подобные изваяния давно украшают многие европейские города.
– Памятники, которые создали вы, можно по праву назвать «народными» – без них невозможно представить наши города. Работая над проектами, вы учитываете мнение ветеранов Великой Отечественной войны?
– Несомненно. К примеру, во время работы над памятником  «Беларусь  партизанская»  в  моей  мастерской бывали представители различных общественных организаций, Мингорисполкома, лично мэр Минска Михаил Павлов, члены монументального экспертного совета при Министерстве культуры и конечно же ветераны. Обсуждение проекта с ветеранами состоялось и в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны. Они вносили свои предложения, которые, безусловно, я учитывал.
А в целом, создавая памятники героям Великой Отечественной войны, я стараюсь акцентировать внимание наших современников не только на Беларуси сражающейся, но и на стране возрожденной, Родине мирной, устремленной в будущее. Отдавая дань уважения и памяти минувшим героическим событиям, храня главные вехи истории для потомков, мы должны увековечить не только вчерашний день нашей общей Родины – СССР, но и будущее наших народов, за которое наши отцы и деды заплатили на полях сражений очень дорогую цену.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter