Налоговая ноша станет легче

Недавно  в общественном пресс-центре Дома прессы  газета  «Рэспублiка» провела круглый стол на тему «Платежи в бюджет. Тенденции и прогнозы»

Дискуссии вокруг налогов длятся с древности и  до сих пор. Благо для любого налогоплательщика — минимальные  налоги. А  то и вовсе  никаких. С точки зрения государства, налоги должны постоянно пополнять казну для решения важных социальных программ общества. Задача государства и  тех, кто представляет реальный сектор экономики,  – найти разумный компромисс. Недавно  в общественном пресс-центре Дома прессы  газета  «Рэспублiка» провела круглый стол на тему «Платежи в бюджет. Тенденции и прогнозы», в котором приняли участие представители Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам и Бизнес-союза  предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского.  Разговор за круглым столом  начали со следующего вопроса:  

— Структура  поступающих в казну  платежей  состоит  из налогов предприятий (в т.ч. юридических лиц и предпринимателей) и граждан. Какова  картина «испеченного» совместно бюджетного «пирога» Беларуси? 

Александр Козляков, начальник главного управления налоговой политики и доходов бюджета Министерства финансов: 

— Плательщиками налогов любого государства являются собственники ресурсов, имущества или денежных средств. Учитывая то, что в нашей стране основная их масса  находится  в собственности государства или  юридических лиц  с участием государства,  основные  налоговые платежи идут именно от них – 90 %. Население  формирует 10 % доходной части бюджета. Мы имеем полноценный набор платежей, который есть в любом государстве. Это налог  на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль (на Западе именуемый корпоративным), таможенные пошлины, отчисления  на социальное страхование, подоходный налог, налоги на недвижимость, землю и др. 

— Какова динамика  сочетания налогов физических и юридических лиц? Насколько данный тандем отличается от структуры налогов стран-соседей, в частности России? 

Александр Козляков

— Я не скажу сейчас точных цифр поступлений  платежей физических лиц в бюджеты  России, Украины, но, в принципе, соотношение  российских налогов (физлиц и юридических) мало отличается  от наших. В России, Украине, других странах СНГ подавляющая  часть платежей  в бюджет обеспечивается в основном юридическими лицами. В то время как на Западе 85—90 %  налоговых поступлений идет от физических лиц. 

Георгий Бадей, председатель правления Бизнес-союза  предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского: 

— Хорошо это или плохо, что у нас 85—90 % платят не физические, а юридические лица, а на западе 85—90 % — физические? 

Александр Козляков

— Объекты обложения везде одинаковы, и налоги уплачиваются с имущества,  ресурсов, недвижимости. А вот  вопрос преобладания прямых или косвенных налогов является дискуссионным. В теории лучше, когда в экономике действуют прямые налоги и  отрицательно оценивается наличие косвенных. На практике же для предприятий гораздо важнее совокупные изъятия. Во всем мире  есть отрасли, которые имеют процент изъятия больше среднего по стране, к примеру, ликероводочная  отрасль, нефтеперерабатывающая. Регулятором их доходности выступают акцизы, которыми государство регулирует их рентабельность. В других отраслях — другие регуляторы: например, невысокая налоговая нагрузка на сельское хозяйство имеет место практически во всех странах. 

— В одном из своих публичных выступлений глава «Приорбанка» сообщил, что в нашей стране 10 тысяч долларовых миллионеров. Кто они? Являются ли эти граждане примерными налогоплательщиками? 

Михаил Россолько,  заместитель начальника Главного управления налогообложения физических лиц  Министерства по налогам и сборам: 

— Назвать можно любые цифры. Но, на мой взгляд, такого количества миллионеров нет даже в России, где частным лицам принадлежит гораздо больше собственности, чем у нас. Да, и в Беларуси уже появились богатые люди, но в 2005 г. максимальная сумма  подоходного налога составила 150 млн. рублей. Каким будет планка  2006-го, будет известно к 1 июня. Как правило,  высокий подоходный налог граждане Беларуси уплачивают с заграничных заработков. Действующие в Беларуси тарифные ставки не дают повода говорить о миллионных  долларовых зарплатах. Заработки же предпринимателей рассматриваются как доходы субъектов хозяйствования. Чтобы зарплата белорусов стала больше, предприятия должны зарабатывать больше прибыли… При этом не нужно забывать, что у нас – социально ориентированная экономика. В стране бесплатное здравоохранение, образование. Согласно закону о подоходном налоге 43 вида доходов не облагаются налогом.  Если человек строит жилье, получает первое  высшее образование, государство  помогает ему в этом через налоговые вычеты. 

— Появление нового Налогового кодекса, надеемся,  дело ближайшего будущего.  Какие принципиальные перемены произойдут с его принятием?  Каковы дальнейшие перспективы налоговой политики белорусского государства? 

Александр Козляков

  Сегодня в работе находится вторая, т. н. Особенная часть Налогового кодекса, которая будет регулировать порядок уплаты конкретных видов налогов. Пока  она не принята, их уплата регламентируется отдельными законами, например, на добавленную стоимость, на доходы, прибыль. Ожидать  глобального реформирования  после принятия кодекса не стоит. Тем не менее практика уплаты налогов вскоре изменится.  Глава государства  поставил задачу завершить в этом году работу по упрощению налогового законодательства. Решением этой проблемы занимаются две рабочие группы, созданные при Совете Министров. В них входят депутаты, представители бизнес-союзов, союза налогоплательщиков. Одна из них занимается бюджетно-налоговой политикой, вторая — работает над упрощением законодательства. 

Евгений Герштейн, начальник Главного управления методологии налогообложения организаций Министерства по налогам и сборам:   

— Есть третья. Это —  Консультационный совет при Министерстве по налогам и сборам. Все три  группы активно работают над совершенствованием законодательства, обсуждают предложения, внесенные практиками, в том числе главными бухгалтерами ведущих предприятий страны,  общественными организациями,  парламентскими комиссиями и  др. 

— И на  какие позитивные перемены можно рассчитывать предприятиям и  гражданам, насколько уменьшится налоговая нагрузка? 

Александр Козляков

— Пока об этом не могу ничего сказать. Конкретные предложения, выработанные рабочими группами, в ближайшее время будут рассмотрены на заседании Совета Министров. Те из них, которые будут поддержаны, должны быть согласованы с главой государства. 

— А какие из них, на ваш взгляд профессионала, наиболее прогрессивны? 

Александр Козляков: 

  Могу только сказать, что увеличения налоговой нагрузки или появления каких-то дополнительных сборов не предусматривается. Цель всех новшеств — снижение изъятий и упрощение порядка уплаты налогов. 

— Для планирования деятельности любого предприятия необходима уверенность в неизменности налогового законодательства, а в случае перемен – информация о них. Будет ли вводиться в практику обсуждение изменений законодательства с налогоплательщиками? 

 Георгий Бадей

— Хочу заметить, что в  других странах, как правило,  вначале обсуждают какую-то проблему с участием общества и вырабатывают единую концептуальную платформу. У нас же принятые в министерствах решения отдаются  на согласование главе государства, и только потом начинается обсуждение… 

Евгений Герштейн

— Это абсолютно не так. В  комиссиях по подготовке проектов  активно работают и  представители предпринимательских кругов. Им ничто не мешает докладывать предпринимателям  о том, что уже наработано комиссией. Хочу добавить, что значительные подвижки предусмотрены в части уплаты местных налогов. Сегодня эти налоги хотя и не несут большого удельного веса в платежах предприятий, но создают значительные трудности в  их исчислении и уплате. Например, в городе Минске местный сбор на восстановление реки Свислочь является  одним из сложнейших для очень многих специалистов. 

Георгий Бадей

— Говорим о снижении нагрузки, а она все растет.  Если в 2005 году налоговая нагрузка (изъятия) составляла  48,4 % от ВВП, то в 1-м квартале 2007 года  – 52,8 %. Налицо тенденция к увеличению. 

Александр Козляков

  Давайте исходить из того, что в  платежах в бюджет есть те, которые не являются налогами.  Предприятия в определенных случаях оплачивают лицензии, госпошлину, штрафы, регистрационные сборы, делают другие разовые выплаты. К налогам нужно относить только те платежи, которые имеют постоянный, системный характер: это налоги, связанные с производственно-хозяйственной деятельностью (на прибыль,  НДС, на недвижимость, земельный налог и т. д.). 

Георгий Бадей

  Дотируя тех, кто не платит налоги, мы приукрашиваем действительность. Для других налоги превращаются в поборы. Я подсчитал, что среднее предприятие  платит, как минимум, 70 % добавленной стоимости от вновь созданного продукта. За счет чего  тогда  субъектам хозяйствования развиваться? 

Александр Козляков

— Экономика — живой организм, а бюджет — отражение   состояния этого организма. Да, сегодня в целом платежи в бюджет стали более 50 %, но произошло это потому, что с 2007 года  в стране  сложилась новая экономическая ситуация, вызванная  подписанием соответствующих соглашений с Российской Федерацией. Пошел рост цен на нефть и газ – и сразу поменялось состояние  всей экономики: упала прибыль и другие показатели деятельности предприятия. В результате произошли и некоторые изменения структуры поступлений. Более низкими темпами стали  поступать платежи, связанные с прибылью, уменьшились отчисления от акцизов на нефтепродукты. Да, уменьшение одних налогов  компенсировано увеличением экспортных таможенных пошлин, однако круг основных плательщиков данного вида платежей достаточно узкий — десятка полтора предприятий, которые наиболее активно поставляют нефтепродукты на экспорт… 

Георгий Бадей

— На мой взгляд, налоговая политика должна строиться так, чтобы стимулировать производство и каким-то образом ограничивать потребление. Последние 5 лет темпы роста реальных доходов опережали темпы роста производства в 2 раза. Нужно, чтобы граждане не распыляли  заработанное, а вкладывали  деньги в дело, заботясь о завтрашнем дне. Это особенно важно в период трансформации экономики, когда она перестраивается, становится на ноги. 

Александр Козляков

— Принцип «производство  ради производства» – это почти советская модель экономики, и ее мы уже проходили. Сегодня весь мир стимулирует потребление, которое, в свою очередь, развивает производство. 

Евгений Герштейн:  

  Кому нужно такое производство, продукция которого не востребована, как, например, ботиночки фабрики «Чевляр»? Если не наращивать потребление, что станет стимулом производства?.. 

— Государство принимало много решений для упрощения деятельности предпринимателей. Можно ли сказать, что процедура уплаты налога для предпринимателя максимально продумана? В странах с развитой рыночной экономикой вчерашний школьник, став предпринимателем, легко может  платить налоги… 

Михаил Россолько:  

— Наше государство также заинтересовано, чтобы система  уплаты налогов была проста и понятна. На сегодняшний день  в Беларуси любой  гражданин может зарегистрироваться предпринимателем и вести самую разнообразную деятельность. Сегодня существует 3 вида налогообложения  деятельности ИП. Большинство из них  уплачивают единый налог. Это довольно простая система, действующая не первый год. Тем не менее  налогообложение предпринимательской деятельности продолжает совершенствоваться. С этого года  действует и такая норма: если у предпринимателя есть документы на все приобретенные товары, он может уплачивать либо подоходный налог, либо единый налог. Есть и второе новшество: с 1 апреля индивидуальные предприниматели, реализующие изделия из натурального меха и сложнобытовую технику (холодильники, телевизоры),  должны платить налоги в зависимости от полученных  доходов. Правда, данное введение не радует  тех, кого оно коснулось. Вместе с тем это справедливое нововведение: их доходы выше, чем у тех, кто торгует менее дорогостоящими товарами. 

— Иностранные инвесторы уверяют, что им совершенно безразлична политическая ситуация в стране. Главным условием вложения своих капиталов они считают приятный их кошельку налоговый пакет. Образцовым налоговым «пряником» они называют китайский (что подтверждает и  поток инвестиций в китайскую экономику). А насколько привлекательна наша налоговая политика для иностранного капитала? 

Евгений Герштейн:  

  Как правило, иностранные инвесторы ставят  вопрос о стабильности и понятности не только налогового, но и банковского, ценового законодательства. Если же сравнить налоговое законодательство  Беларуси десятилетней давности и сегодняшнее, то мы достигли неплохих результатов. У нас, так сказать, есть своя,  выработанная «колея», по которой уже можно «ехать» не хуже, чем по китайской. Проблемы  привлечения инвестиций кроются в частных отраслях права и не связаны с уровнем налогообложения. 

Георгий Бадей

— Вместе с тем с привлечением инвестиций у Беларуси не все хорошо. 90 % прямых инвестиций к нам приходят в виде кредитов: зарубежные банки успешно продают свой товар в виде денег. А вот свои капиталы иностранцы вкладывать не хотят. В том числе и потому, что Беларусь ежегодно корректирует налоговое законодательство. Например, введенные 9 августа 2006 г. Указом Президента N 499 обязательные отчисления в инновационный фонд Минстройархитектуры одним махом повысили стоимость инвестиционных проектов на 13,5 %. 

Евгений Герштейн

  Позиция Министерства по налогам и сборам  в решении проблем налогообложения, существующих в стране,  максимально прозрачна:  убрать все неналоговое содержание из налогового законодательства. 

— В рамках строительства Союзного государства предусмотрена унификация белорусского и российского законодательства. Как скажется она на структуре налоговых поступлений? Ведь у нас нет таких платежей, как налог на добычу полезных ископаемых, биоресурсы и т.д. Да и ставки НДС у нас разные… 

Александр Козляков

— Под  термином «унификация» ни мы, ни наши российские  коллеги не понимаем  прямого копирования или переписывания законодательства. Унификация предполагает наличие близкой структуры  налогов. Да, у нас нет таких аналогов, как налог на добычу полезных ископаемых: у Беларуси с Россией разные условия добычи, доходность и само наличие полезных ископаемых. Нет в республике морей и океанов, а значит, и налога на биоресурсы. Все наши налоги связаны с производством. Не страшна и разница в ставках налогов.  Дело в том, что мы применяем НДС по принципу страны назначения. Любая продукция, которую отгружаем на экспорт, хоть в Россию, хоть в США, облагается по нулевой ставке НДС. А  какая ставка   в стране на наши собственные товары (либо импортируемые) — это внутреннее дело Беларуси. Такой же подход и к налогам на прибыль. Важно то, что и у россиян, и у нас есть НДС, который сам по себе нейтрален и не тормозит развитие внешней торговли. 

Вместо резюме 

Участники круглого стола, заверив друг друга в том, что каждый из них заботится о государственных интересах, решили, что  им есть что обсудить и в будущем, и  договорились о новой встрече.  «Рэспубліка» готова предоставить  свои страницы для дальнейшего диалога. Будем надеяться, что сотрудничество представителей органов власти и бизнеса со временем обеспечит перевес вклада в государственную казну налогоплательщиков физических лиц над юридическими. В конце концов, вся наша экономика работает для нас, живых, именуемых физическими лицами. И очень хочется, чтобы мы все больше зарабатывали и было с чего платить налоги, необходимые для социальных программ общества. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter