На своей орбите

Минчанина Шкарупу знали в лицо многие космонавты

Минчанина Шкарупу знали в лицо многие космонавты


ЖИВЕТ в Минске человек, который с особым нетерпением ждет новостей о полете первого белорусского спутника. Верит: это обязательно произойдет. Ведь в Беларуси и прежде, в советские времена, и ныне есть профессионалы, способные на решение самых высоких, в буквальном смысле, задач. Анатолий Николаевич Шкарупа черпает эту уверенность из личного опыта. Ему посчастливилось быть знакомым с Юрием Гагариным и Германом Титовым, создавать аппараты для исследования космоса. Родился в Украине неподалеку от границы (тогда, конечно, символической) с Белоруссией, учился в Абхазии, в русской школе, затем — в Харьковском политехническом институте. Работать начал в НИИ Министерства обороны СССР в Калинине (ныне Тверь). Женился на белоруске, переехал в Минск, где работал на заводе имени С.И. Вавилова инженером–конструктором, затем начальником специального конструкторского бюро.


О работе в НИИ Минобороны Анатолий Николаевич вспоминает с теплом:


— Во многих институтах занимались исследованием параметров движения космического корабля при различных условиях. Работы проводились на аналоговых моделирующих вычислительных машинах, поскольку в то время вычислительная техника не обладала быстродействием и достаточными объемами памяти. Результаты исследований фиксировались на рулонную фотобумагу. Ее накапливались километры, их расшифровывали и передавали в КБ, которые создавали космическую технику. Мы еще не знали, кто и когда полетит в космос, но предполагали, что это случится скоро. Ходили слухи, что полетит Титов, а 12 апреля узнали, что в космос отправился Гагарин. А вскоре после своего исторического полета Юрий Гагарин приехал к нам в институт. Небольшого роста, широкоплечий. Сдавал в раздевалку фуражку и первым поздоровался со мной, а на собрании встретились вновь. Он увлеченно рассказывал о своих впечатлениях...


В 1963 году в НИИ Министерства обороны СССР приехала уже целая группа космонавтов — кроме Гагарина еще и Герман Титов, Павел Попович и Андриян Николаев. Анатолий Шкарупа прекрасно помнит детали той встречи:


— Мы разрабатывали системы стыковки кораблей. Предполагалось, что в космосе нужно будет подбросить на корабль топливо, новые приборы. Еще не знали, что разрабатывается космическая станция «Союз» нового поколения, где предусмотрены стыковочные узлы. Сергей Королев — главный конструктор космических систем, не забывал, что космонавтам нужно расти, и направлял их в различные НИИ для ознакомления с новейшими разработками в области космической техники. Вот так они появились в нашем институте. На стенде Гагарину, Титову, Николаеву продемонстрировали отработку задач по стыковке, оператор показал, как это делается. Гагарин первым начал пробовать управлять тренажером траектории стыковки кораблей. Пытался первый, второй раз — не получалось. Но пока не получилось, не отошел. У него были яркие лидерские способности и любознательность, его слушали. Титов, более уравновешенный, спокойный, пробовал вторым. Николаев — сосредоточенный, молчаливый — третьим. Потом были обсуждения.


Еще раз с Германом Титовым Анатолий Шкарупа встретился, когда морские исследовательские корабли Академии наук СССР оснащались техникой минского завода имени С.И. Вавилова. Титов тогда был заместителем председателя комиссии по приемке корабля.


— Меня удивляли четкость и быстрота принятия решений Титовым. Герман живо интересовался нашей работой по установке аппаратуры, участвовал в ходовых испытаниях, — рассказывает Анатолий Шкарупа.


Часто приходилось Анатолию Николаевичу ездить в Ленинград и Москву, согласовывать задания, решать технические вопросы.


— Советская космическая программа — общее достояние россиян и белорусов, — говорит он. — А с белорусскими космонавтами Петром Климуком и Владимиром Коваленком я также познакомился на заводе Вавилова. К ним наши сотрудники относились так же, как и к Гагарину. С огромным уважением.


Анатолий Шкарупа участвовал в разработке многих приборов. Но особенно он гордится «Дятлом» — под таким названием пошло в массовое производство разработанное в 1968 — 1969 годах семейство фоторегистрирующих станций. «Дятел» выпускался в течение 20 лет большими партиями, этим прибором были оснащены все измерительные полигоны СССР.


Анатолий Николаевич и сейчас рассказывает не об всем — сказывается специфика работы, многолетняя необходимость соблюдать режим секретности. Но во время нашей беседы я не смогла удержаться от вопроса, который до сих пор наверняка интересует многих — о причине трагической гибели космонавта номер один. Авторитетный конструктор взвешивает каждое слово:


— Мне кажется, наиболее правдоподобная версия — отказ в работе техники. Я собрал коллекцию газетных вырезок, читал, анализировал. Не верю в то, что во время учений самолет сбили, или что пилот был подшофе. И по воспоминаниям космонавта Алексея Леонова, это был именно отказ техники. Чтобы управлять космическим кораблем, нужно всегда быть в форме, необходимы тренировочные полеты. Поблажек не было и для Гагарина, а риск есть всегда. Его берегли, как первого космонавта, отправляли на административную работу, но он рвался летать...


Наталья Пахомович


natella2005@list.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter