– Олег, правда ли, что сценаристу нужно быть хорошим психологом, чтобы увлечь зрителя?
– Желательно разбираться в психологии. Если сценарист не знает людей, ему тяжело про них писать. Нужно много общаться, быть наблюдательным.
– Когда садитесь за новый сценарий, вы представляете людей, которые будут смотреть проект?
– Обязательно. Если это молодежный и динамичный телеканал, мы создаем историю для молодых зрителей. Если телеканал для зрителей постарше, придумываем сюжет более взрослый, народный – уровня «Сватов». Сериалы очень популярны, их всегда ставят в прайм-тайм, чтобы обойти конкурентов.
– Откуда взялся бум на сериалы?
– Бум случился только на постсоветском пространстве, во всем мире сериалы популярны уже давно. Объяснение этому простое: посмотрев фильм, ты испытал эмоции, обсудил их с кем-то и забыл. А хороший сериал, как близкий родственник или старый друг, ежедневно приходит к тебе домой. Это своего рода виртуальный знакомый, которого ты ждешь. Если герои понравились, встреча с ними – всегда праздник и удовольствие. Сериалы позволяют глубоко раскрыть характеры персонажей, погрузиться в их внутренний мир. И если в художественном фильме на знакомство отводится полтора часа, то здесь – недели, месяцы и годы. Чем лучше мы узнаем героя, тем ближе он нам становится.
– Какие приемы используют сценаристы, чтобы заставить нас прилипнуть к экрану и включать одну серию за другой?
– Крючков, которые цепляют зрителя, много. Один из них – клиффхэнгер, прием, когда серия обрывается на самом интересном месте. Главный рецепт успеха многосерийной ленты – грамотно выстроенные отношения между героями плюс периодическое создание различного рода интриг. Неважно, что мы смотрим (драму, комедию, детектив или фантастику) – все равно следим за дружбой, любовью, предательством, местью. Человек подсаживается именно на отношения: останется ли Макс с Викой (герои сериала «Кухни») вместе? почему они расстались? найдет ли она другого? Все остальное – лишь фон.
– Бывает, так привыкаешь к персонажу, что скучаешь без него. Когда досмотрел последнюю серию, ищешь полюбившихся актеров в других сериалах – а там они не такие яркие.
– Все верно. Срабатывает эффект, когда мы воспринимаем героя как близкого, знаем его подноготную, душевные переживания, сильные стороны. А потом зритель пытается переложить эти качества на другие роли актера или, еще хуже, на его личную жизнь, думая, что он и в реальности такой, как на экране. Довольно часто наступает разочарование.
– О чем говорят социсследования: кто смотрит сериалы?
– Среди зрителей превалирует женская аудитория от 14 до 44 лет. Такая статистика характерна не только для постсоветских стран, но и для всего мира.
– Существует ли сериальная зависимость?
– Зависимость от конкретного фильма – да. Например, от «Игры престолов» или «Во все тяжкие» – мощных сериалов, которые побуждают поклонников записываться в фан-сообщества, обмениваться мнениями. Но я бы не сказал, что сериальная зависимость может быть сама по себе, по крайней мере с таким явлением не встречался. Думаю, количество сериалов будет только расти, к их производству привлекаются сильнейшие драматурги и продюсеры. Конкуренция неимоверная, потому что фильм, который не зацепил, выключат через минуту. Приходится делать сериалы качественными, чтобы зритель не тянулся к пульту.
– Сколько вы сами тратите времени на просмотр сериалов?
– Смотрю малоизвестные сериалы, которые до нас еще не дошли, – британские, скандинавские, израильские. И делаю это с точки зрения создателя: анализирую, как снято, сколько денег потрачено. Чтобы успевать и работать, и преподавать, и отдыхать, придерживаюсь четкого тайм-менеджмента: на просмотр трачу один или два часа в день.
ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ
Иванна Демченко, учащаяся Гомельского государственного областного лицея:
– Последний раз смотрела сериал год назад. Это была «Сотня» – фантастическая история о том, как сто подростков отправили на Землю, на тот момент уже нежилую, чтобы они выяснили, подходит ли планета для нормального существования. Смотрела залпом, сезон – за три дня. С одной стороны, было жутко интересно, а с другой – я постоянно мучилась угрызениями совести, как много интересного и полезного можно было сделать за то время, что провела, уткнувшись в монитор.
С тех пор ничего не глядела: все силы уходят на подготовку к поступлению, да и надоело. Не желая терять зрителей, создатели сериалов штампуют сезон за сезоном, настолько размывая сюжет, что становится откровенно скучно.
Кстати, нашумевшую «Игру престолов» я тоже не видела, хотя среди одноклассников хватает поклонников этой киносаги. Некоторые даже не спали всю ночь, чтобы увидеть первую серию нового сезона. Но начинать не хочу – боюсь, затянет.
zubkova@sb.by