На лондонский бал в карете прошлого?

О возможности замены американской валюты

Наступила неделя «больших встреч». Главная из них случится 2 апреля, когда в Лондоне соберется «большая двадцатка», чтобы объявить наконец всему миру, как мы будем спасаться от мирового финансового кризиса. А до и после «полуночи», когда закончится «лондонский бал» и гости разъедутся по домам, состоятся еще два немаловажных рандеву. До — встретятся президенты США и России Обама и Медведев. После — Обама и руководство Евросоюза устраивают свой саммит.


...Накануне в прессе произошел информационный зондаж почвы, который, как нетрудно заметить, свелся к «глубокомысленным» мечтаниям о замене доллара некоей наднациональной резервной единицей на основе СДР. Мысль не нова, но вот поможет ли эта СДР создать новые рабочие места, сделать прорыв в технологиях и стать тем самым ноу–хау, который вытянет мировую экономику на новые рельсы?


Пока об этом никто даже не размышляет. Просто, если проанализировать высказывания политиков и аналитиков, есть некое субъективное желание «наказать» доллар, к которому так неосмотрительно привязалось большинство стран мира. Правда, наказание это будет очень сильно смахивать на унтер–офицерскую вдову, которая сама себя высекла... Как бы то ни было, а обратите внимание, как началась эта неделя в преддверии саммита «двадцатки». Доллар резко пошел вверх, отыгрывая после недавнего падения, вызванного, в свою очередь, накачкой большими деньгами американской экономики.


«В преддверии саммита «большой двадцатки» и намеченного на эту же дату заседания Европейского центрального банка инвесторы предпочитают не рисковать и уходят в надежный, на их взгляд, доллар», считает эксперт российской деловой газеты «Взгляд».


Впрочем, прогнозы — дело неблагодарное. Речь о другом. Готовы ли мировые правительства выступить на лондонской встрече с некоей согласованной позицией?


Вчера в Москве помощник российского Президента по экономике и шерпа в «двадцатке» (шерпа — это тот, кто отвечает за контакты с коллегами из зарубежных государств и подготовку саммита. — Прим авт.) Аркадий Дворкович представил окончательную программу, с которой Дмитрий Медведев выступит на саммите форума ведущих стран мира в Лондоне. За американцев в интервью The Financial Times говорил сам президент Барак Обама.


Суть российских предложений сводится к следующему, излагает «Газета.ру». Во–первых, должна быть сформирована общая система регулирования. Также должна быть инициирована дискуссия о новой валютной системе. В–третьих, страны–участницы должны принять жесткие обязательства по реформированию МВФ и его рекапитализации. «Если эти три составляющие будут приняты и если будет обещание реализовать меры стимулирования, такая комбинация нас бы устроила», — объявил Дворкович.


Впрочем, он же частично и ответил, чем закончатся эти предложения. Как открыто признают в Москве, вероятность создания глобальной валюты ничтожна. Об этом объявил сам помощник российского Президента.


С другой стороны, Обама, не прибегая к услугам помощников, лично прекратил все разговоры о возможности замены американской валюты. О чем тогда речь?


Речь, прошу прощения за каламбур, не о том. Моя излюбленная мысль заключается в том, что кризис открывает новые возможности. Дает простор новым идеям. Заставляет креативно мыслить, забывая о финансовых спекуляциях. Наблюдаем ли мы что–либо подобное не только в мире, но и у себя дома? Где всплеск деловой активности? Скажу еще проще: где тот новый товар, который удовлетворил бы наши с вами новые потребности? Как говорил Уинстон Черчилль: «Я легко довольствуюсь самым лучшим». Беда в том, что самого лучшего для удовлетворения моих потребностей мне никто еще не предложил. А ведь человеческие потребности — это вечный двигатель и остановке не подлежит. Увы, мало кто думает сегодня над их удовлетворением.


Складывается впечатление, будто не только обыватели, но и сильные мира сего озабочены только одним: сохранением накопленных в иностранной валюте запасов. А так как сегодня никому не известно, какая иностранная валюта выживет, то финансисты срываются на истерику, требуя: «Дайте мне такую бумажку!.. Чтобы это была настоящая бумажка, фактическая бумажка, БРОНЯ!»


Вот такой монолог профессора Преображенского из «Собачьего сердца» и звучит сегодня рефреном во всех столицах... Но, как известно, никакая броня не защищает от не желающих работать шариковых и иных социальных отщепенцев. Деньги должны работать, и пока этого не происходит, мировые саммиты тоже «не работают»...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter